Духовное возрождение Туркестанского края (Ұлттық рухани жаңғыру)

Духовное возрождение Туркестанского края (Ұлттық рухани жаңғыру)

ашық дереккөзі

«Ұлттық рухани жаңғыру», то есть Духовное возрождение Туркестанского региона может быть напрямую связана с превращением региона в туристическую зону, пишет корреспондент портала Newsroom. Таким образом, мы продолжим рубрику «Ұлттық рухани жаңғыру», Туркестанского региона. Стоит отметить, что одной статьи не хватит, чтобы рассказать историю региона, который является центром разнообразия истории Казахстана и сохранил центры исторического значения. А благодаря тому, что регион стал туристическим регионом, казахстанцам удалось воочию увидеть историю Казахстана и за короткое время обрести духовную силу. Целью национальной рухани жаңғыру является сохранение национально-культурной самобытности и стимулирование культурных продуктов, реализация художественно-творческого потенциала каждого казахстанца через повышение их качества и разнообразия, а также формирование духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения. Теперь давайте взглянем на важные центры исторической Орды Туркестана: 1-мавзолей Алькожа ата Расположен в 2,5 км к востоку от мавзолея Ходжа Ахмеда Ясави по улице А. Тукабаева. Azretsultan.kz согласно источникам, памятник, состоящий из надгробия, жамагатханы и сарая, построен из обожженного кирпича. Эти помещения были куполообразно закрыты, с четырех сторон установлены оконные проемы. Навес оплетен кирпичом с четырьмя гранями вокруг. С 1997 по 1999 годы полностью сохранились архитектурные особенности и проведены реставрационные работы. Легенда в устах страны гласит, что Дед Алькожа был зятем Ходжи Ахмеда Ясави, то есть мужем матери Алмаз. В одной из таких легенд в свое время был лучший друг, верный спутник, последователь Пророка (с. н.), один из самых почитаемых деятелей ислама — Абу Бакр Сыдык. В народе Абу Бакра называли "Сыддык". Потомок Абу Бакра, Абулайис Ходжа, имел двух сыновей. Один из них — Джейкоб Ходжа, другой-Абдималик Ходжа. Получив образование в Самарканде, братья Жакып и Абдималик по прибытии в Туркестан направились к низовьям вдоль Сыр и поселились в Озгене. А Абдумалик ата останется в Туркестане. Абдималик ата служил в медресе Ходжи Ахмеда Ясави, вместе с Ходжей Ахмед Ясави совершил паломничество. В свой период Абдумалик ата считался крупным лицом Туркестанского региона. Его заслуги перед исламом также высоко ценил Ахмет Ясави. Он был помолвлен с ним, и сын Абдималика, Аликожа (Алькожа), добавил свою дочь Алмас. Алькожа Ата был одним из любимых учеников Ходжи Ахмеда Ясави. Говорят, что у него была целительная черта. Согласно сказанным легендам, в те времена вода капала с неба, расположенного на вершине мавзолея. Эта же вода капала на вторую небеса, расположенную внизу. К нему пришли люди и выпили собранную воду. Потому что, похоже, у него были свои лечебные свойства. В верхней части гребня есть чашеобразная выемка. В стране сложилось мнение, что человек, выпивший накопившуюся в нем воду, выздоравливает от всей болезни. Сегодня мавзолей Алькожа ата реконструирован. А Коктас в настоящее время выставлен перед Мавзолеем. И неизвестно, где находится небеса, где вода бьет с крыши мавзолея. В жаркие времена мавзолей был разрушен, а небеса исчезли. Мавзолей алькожа ата был заброшенным местом, где несколько лет назад не было человеческих ног. Сегодня мавзолей вновь открыт для публичных молитв, а теперь действует как мечеть для местных жителей. В 2016 году по инициативе музея-заповедника» Азрет Султан " была выровнена земля перед Мавзолеем и приведен в порядок сад. Дорожки для туристов, посещающих мавзолей, вымощены камнем, установлены светильники и специальные скамейки. В ближайшее время он будет преобразован в большой культурный туристический объект. nysana.kz согласно источникам, легенды в устьях страны говорят, что дед Алькожа был зятем Ходжи Ахмеда Ясави, то есть мужем матери Алмаз. В свое время у Пророка (с. н.) был лучший друг, верный спутник, последователь, один из самых почитаемых деятелей ислама — Абу Бакр Сыддык.  Абу Бакру дали народное имя "Сыддык", а его оригинальное имя – Абдуллах. Абу Бакр-сподвижник, впервые принявший Посланника Аллаха, Коран, мусульманство из числа мужчин. Он опирался на свои платные и ораторские способности, помогал бедным мусульманам и проповедовал ислам всей душой. Потомок Абу Бакра, Абулайис Ходжа, имел двух сыновей. Один из них — Джейкоб Ходжа, другой-Абдималик Ходжа. Получив образование в Самарканде, братья Жакып и Абдималик по прибытии в Туркестан направились к низовьям вдоль Сыр и поселились в Озгене. А Абдумалик ата останется в Туркестане. Существует легенда, что Абдималик Қо Ходжа служил в медресе Ахмеда Ясави, с которым дважды совершал паломничество. В свой период Абдумалик ата считался крупным лицом Туркестанского региона. Его заслуги перед исламом также высоко ценил Ахмет Ясави. Он был помолвлен с ним, и сын Абдималика, Аликожа (Алькожа), добавил свою дочь Алмас. Алькожа Ата был одним из любимых учеников Ходжи Ахмеда Ясави. Алькожа имеет большой вклад в передачу всем наследиям, оставшимся после уламы, последующим поколениям. Говорят, что у него была целительная черта. Учение и справедливость, твердое следование белому Знамени истины, рано повисло в устье страны и еще при жизни было названо «святым человеком». Согласно легендам, в те времена вода капала с небес, расположенных на вершине мавзолея. Эта же вода капала на вторую небеса, расположенную внизу. К нему пришли люди и выпили собранную воду. Потому что, похоже, у него были свои лечебные свойства. В верхней части гребня есть чашеобразная выемка. Между странами сложилось мнение, что человек, выпивший воду, скопившуюся в этой канавке, выздоравливает от всей болезни. В небесных временах пропал без вести. Сегодня мавзолей, возведенный на вершине могилы Алькожа Ат, реконструирован и стал местом паломничества и мечети. Памятник, расположенный по улице А. Тукабаева в Туркестане, состоит из надгробия, жамагатханы и навеса. Стены выложены из обожженного кирпича. Эти помещения были куполообразно закрыты, с четырех сторон установлены оконные проемы. Навес также оплетен кирпичом с четырьмя гранями вокруг. С 1997 по 1999 годы полностью сохранились архитектурные особенности и проведены реставрационные работы. Мавзолей алькожа ата был заброшенным местом, где несколько лет не было человеческих ног. "Сегодня мавзолей вновь открыт для публичных молитв и играет роль мечети для местных жителей. В 2016 году по инициативе музея-заповедника» Азрет Султан " была выровнена земля перед Мавзолеем и приведен в порядок сад. Дорожки для туристов, посещающих мавзолей, вымощены камнем, установлены светильники и специальные скамейки. В ближайшее время он будет преобразован в большой культурный туристический объект», —говорит пресс-секретарь музея-заповедника Мадина Сабыровна. Да, за годы, прошедшие после обретения независимости, в рамках государственной программы и программной статьи Елбасы Н. Назарбаева «культурное наследие», «Рухани жаңғыру» священные места были взяты под охрану. Сегодня такие места, которые начали духовно служить стране, являются нашим историческим бесценным достоянием. 2-мавзолей Гауhар ана В рубрике «Көңір дүмір күмбірі» рассказывается о дочери Ходжи Ахмеда Ясави – матери Алмас, мавзолее в городе Туркестан. Qazir.kz согласно источникам, мавзолей Гаухар ана (ХІІ-ХІV вв.) Расположен в 4 километрах к югу от города Туркестан, в 400-500 метрах влево от автомобильной дороги Туркестан – Шаульдер. Легенда гласит, что в рассказах бриллиант говорит, что у матери не было ребенка. Отец сказал, что» все, что написано от твоего исцеления, – это твои дети", утешая дочь. Мать сказала: «положи меня туда, где пролилась кровь моего брата Ибрагима Шайха». Ибрагим, младший брат матери алмаз, был убит мотыгой за несанкционированное получение воды из колодца, который они выкопали. В том месте, где пролилась кровь его брата, где была отсечена душа накакак, лежит могила матери Алмаз. В источнике говорится, что наша мать была особенной душой, которая соответствовала платной красоте. Мать Алмаз-дочь великого поэта, мыслителя Ходжи Ахмеда Ясави. Согласно легенде-рассказу о матери Алмаз, она была душой, обладающей особыми целительскими качествами. До сих пор в окрестностях мавзолея Аны много колодцев, из которых выходит артезианская вода, обладающая лечебными свойствами. В источнике говорится,что наша мать была особенной душой. Нет сведений о том, когда умерла мать алмаз, есть только предположение, что она родилась в 11221124 году и умерла примерно в 1187-97 годах. В мавзолее» Азрет Султан «О. Дастанов, долгие годы являвшийся директором музея, по легенде, услышанной аксакалом из уст страны, завещал, что» положи меня туда, где пролилась кровь моего брата Ибрагима Шайха". Легенда гласит, что Ибрагим был зарезан мотыгой из-за несанкционированного забора воды из вырытой ими канавы, что означает, что это должен быть берег остроконечной канавы. В том месте, где пролилась кровь его брата, где была отсечена душа накакак, лежит могила матери Алмаз. Ходят легенды, что между мавзолеем Ходжи Ахмеда Ясави и Гаухар ана есть подземный путь. Алмазная мать умирает, когда ее отец попадает в подполье. Яссауи сказал, что наш предок построил подземный путь к могиле своей дочери, чтобы не загорать. Но в исторических источниках сведения о подземном пути встречаются нечасто. История старика, который работал караулом в этом мавзолее, доказывает, что мать-алмаз обладает богатством целительства. Старейшина, принявший посетителей и посвятивший Коран материнскому духу, рассказал паломникам о своем опыте. Старейшина, ранее работавший директором школы исправительно-трудовой колонии, позже заболел тяжелой болезнью. Его пациентка, страдающая от рака печени, попала в душу. Конечно, известно, что многие люди умерли без лечения этого Кеселя. Однако, как видно, в пешене пендеу было приказано выздороветь от этого больного. Однажды ночью, когда пациент тонет в душе, во сне дается откровение. После пробуждения слово "надо строить" перестает сходить с ума. Что строить?! Сам не знает. В процессе Алмаз видит, что голова материнского кладбища затоптана скотом. И, видимо, это было откровение, которое мне дали, и на те же деньги он построил небольшую могилу на голове, окружив кладбище. -Я не знаю, - сказал он, - я не хочу, чтобы это было так. С тех пор старик по имени Нургали принимает посетителей на этот мавзолей, по мере необходимости оказывает им помощь, выполняет караульную службу. Легенда гласит, что в рассказах бриллиант говорит, что у матери не было ребенка. Отец сказал, что» все, что написано от твоего исцеления, – это твои дети", утешая дочь. Сегодня очень много посетителей Мавзолея Алмас ана. Многие из них приходят в поисках исцеления. Многие желают, чтобы вино Святой Матери, исцелившей и исцелившей душу, было тисненым. Некоторые даже выздоравливают от болезни. Внешний вид архитектурные мавзолеи в основном для женщин. Из лекции, прочитанной алькеем Маргуланом, следует, что» Сырлы тамдар «был построен исключительно для женских вещей, эта информация была записана в книге В. Жирмунского» Следы огузов в низовьях сыра-Дарьи " в начале 1979 года тюркологом Рахманкулом Бердибаевым. 3-мавзолей Укаша ата Одно из сакральных мест Южно - Казахстанской области-мавзолей, где находится могила Укаша ата. Его могила расположена в 35 километрах к северу от города Туркестан к северу от села Бабайкорган. Легенда об мавзолее, где покоится чудесный колодец и могила сахабы-Афсана сейчас привлекает множество туристов, передает корреспондент МИА "Казинформ". Согласно народной легенде, Укаша ата известен как сподвижник пророка Мухаммеда (С. А. У.). Широко распространен как военачальник мусульман. Согласно легенде, Укаша ата шапса был мечом, а атса-героем с гигантским телом, наделенным пуленепробиваемыми качествами. Укаша сахаба также упоминается как историческая личность, которая впервые принесла ислам в казахские степи. Он был одним из верных соратников Пророка (С. А. У.). Родом из одного из тюркских племен. Анес, живущий у истоков казахской летописи, живет в одном ряду со сподвижниками. А в советское время в историческом сознании народа было забыто имя Шакаша сахаба, сохранилось имя Укаша ата, Укаша Аулие. В ряде источников говорится, что Гакаша Сахаба не является ни одной легендой. Он указывает на то, что Пророк (С. А. У.) был близким соратником, любящим соратником, который сопровождал его. В то время как сподвижник пророка Али Мухаммад (С. А. У.) был защитником, идущим перед ним, Укаша ата был телохранителем, идущим на его спине. В момент смерти Мухаммед (С. А. у) говорит: «тот, кто смотрит на лицо Укаши, будет адским огнем для этого человека». Теперь в одном из дней святая кровь святителя Мубарака была погребена в могиле, где его тело было покрыто брызгами крови, с мыслью о том, чтобы не было ног. В настоящее время могила Укаша ата стала местом паломничества всех тюркских народов. Когда укаша-дедушка, в первую очередь, вспоминается колодец на вершине горы. Ответ на вопрос о происхождении колодца на вершине горы также взят из исторических произведений. Каждый, кто приезжает сюда, входит в мавзолей, где находится могила первого Укаша-деда, и читает Коран. Затем идет и получает воду из колодца на вершине горы. Легенда об мавзолее, где покоится чудесный колодец и могила сахабы-Афсана широко распространена в бурное время. Историк Мухтар Ходжа рассказывает о Укаша ата. "Ни один пендеский огонь не пройдет,ни меч не отрежет. Враги обманули его жену и узнали уязвимое место сподвижника. Оказывается, укаша-ата становится беззащитным только тогда, когда читает утреннюю молитву. Неверные, которые знали его, рубили голову мечом, читая утреннюю молитву. Бездыханные главные Ангелы катились к подножию края. В этом же месте Укаша-ата попал в него через подземную реку и достиг пророка Мухаммеда (С. А. У.). На поверхность земли, где капала кровь сподвижника, из глины была выбита отметка длиной 21 м. Тем, кто посещает паломничество, подсвечники святого показывают колодец, на котором катилась голова Укаши-деда, камень, на котором остались следы верблюда деда. Паломники по очереди кладут в этот колодец ведро с водой. Вода кому-то подается, у кого-то, сколько раз он ставил ведро, ни капли воды не висит. Это объясняет грех человека, который бросает ведро", - говорит историк А некоторые источники предполагают, что колодезная вода, считающаяся священной возле могилы Укаша ата, соединяется под землей с источником Замзам в Мекке. Его глубина составляет 22-25 метров. Колодец не вертикальный, а спиральный. Если вода выходит, когда вы кладете ведро для воды из колодца, это считается удачливым, счастливым человеком. В начале этого колодца все мусульманские жамагаты желают от Аллаха, чтобы избавиться от грехов. Также отмечается, что во времена войны и послевоенные годы раненые купались в воде этого колодца и выздоравливали. Расстояние между мавзолеем и колодцем составляет около километра. В 1990-х годах силами сельских старейшин земля была реконструирована и преобразована в место покаяния. В 1996 году был передан в дар музею «Азрет Султан» областного управления культуры. Abai.kz согласно источникам, недра старика Каратау, ставшего рудой Святого, уникальны своими святынями. Страна связана с именем Укаша ата – одного из святых мест, о котором сохранилась легенда. Когда укаша-ата, то, прежде всего, он помнит колодец на вершине горы. Каждый, кто приезжает сюда, заходит в мавзолей, где находится могила первого Укаша-деда, читает Коран. Затем он идет к вершине колодца на вершине горы и получает воду. Легенда о мавзолее, где покоятся чудесный колодец и могила сахабы,-Афсана в бурное время распространилась по песням. А при советской власти целенаправленно пытались уничтожить имена святых, их заслуги, место в истории, относящиеся к нашей духовной истории. С рассветом независимости наши имена оживают. В предгорьях Каратау находится мавзолей и колодец Укаши сахабы, распространяющего ислам. Расстояние между мавзолеем и колодцем составляет около километра. В настоящее время мавзолей, возведенный на вершине могилы Укаша ата, передан государству как историко-культурный памятник.  По специфике охраны является местным памятником. В Южно-Казахстанской энциклопедии могила Укаша ата-памятник архитектурного искусства. На Кунгей-ской поверхности Карату, на холме у ущелья бык-тау, в 42 км от города Туркестан. Он был построен в 6-7 веках, посвящен Укаше Ате, представителю исламской религии, современнику пророка Мухаммеда (с. н.)... Говорят, что в 200 м на западной стороне мавзолея есть колодец Укаша ата. Укаша ата известен как легендарная фигура в стране. В нем нет специально написанного исторического исследования. Большинство написанных книг вышли без участия профессионалов. Этот вопрос становится еще более сложным, когда речь идет о лицах, распространяющих ислам в наших степях: Укаша сахаба, Арыстан бап, Исаак бап, Корасан бап, Абдижалил бап, Ходжа Ахмед Ясави и др. Среди актуальных вопросов-систематизация сведений об укаше сахабе, содержащихся в устной народной литературе и письменных источниках. В книге Ш. Уалиханова, проводившего исследования по многим вопросам казахской истории, читаем следующую информацию о Укаше сахабе. "Родоначальникам Средней орды был товар, товарищ Мухаммада избранного"» Пророк по откровению архангела Гавриила, узнав о скором своем заключении правления сего тленного мира, чтобы там, в эдеме, на лоне гурии, отдать вечно и вечно, вызвал своих друзей и товарищей и сказал им об этом, прося прощения, если он сделал кому-нибуду из-за обиду. Все плакали и говорили:/ « " Ты друг аллаха, мог ли ты сделать обиду!». Только один партнер, по имени Оксе, заявил претензию, что пророк при осаде какого-то города безвинно ударил его в спину. Мухаммед действительно вспомнил свою точку зрения и в возможности предложил ему спину. Абубекр, Омар, Осман, Али и другие вельможи строго отговаривали Оксу оставить безрассудное свое мнение о том, что ничего не хотел слышать и, при общем обращении народа, подошел с плетью к святому спину любви аллаха и попросил его обнажить тело. Пророк снял свое верхнее платье. Если того и нужно было: он знал, что на спинке избранного есть божия книга, приложившись к которой смертный делает недоступному адскому огню. В тот момент ожидового удара только наклонил голову, поцеловал и отошел назад. Но за неустойку, причиненное им пророку, и по ... общего проклята бог обрек его и его потомков на бродяжничество, благо, впрочем, вместе с тем на доверие и безбедность. От него [Оксе] идет... родоначальник уйсуней и всего народа " (Уалиханов Ш. Ш. собрание сочинений в пяти томах в 1 т. Предания и легенды большой киргизско-кайсацкой орды. Алма-Ата 1984. Стр.273-274). Оксе (искаженное от арабского имени Уккаша) – история неверной легенды о происхождении казахов от Аккаше и Анеса, приведена у Г. Н.Потанина (Валиханов Ш. Ш. С. 396). То есть Оксе говорит, что это искаженное имя Укаши сахабы. Что касается Потанина, то в своем материале о казахско-кыргызском происхождении он рассказывает следующее. "Корни этих наших казаков от Туркова (турклер) монгольского знания (могол сюмбили) и мусульманской веры, узкого рода (ууз), войлокноюрточные из трех уокских племен. После того были народом то кочующим, то оседавшим (Конгар). Во время пророка Мухаммеда наши предки Акаше, критика Назира и Анес, критика Малика, а также Ахтам-софы и Имам-баир были приверженцами пророка. Далее Потанин пишет,что потомки из них выросли, став 32 узбеками. Потанин указывает на тюркское происхождение Укаши Аты. Обычно распространителей Ислама, пришедших в наши степи, называют арабами или персами. Очевидно, что сведения Потанина представляют собой совокупность старых историй, рассказываемых между странами. Некоторые факты о Укаше ата, дошедшем до нас легендой, оставили Шади Торе Жангирович, Машхур Жусуп Копеевич, Жусупбек Батысламович, жившие во второй половине XIX-начале XX веков. В произведениях этих людей имя Укаша Аты дается как Гакаша. Машхур Жусуп Копеевич «хазрат Гакаша спахаба Ан хазрат занял семнадцать мест". В другой записке Машхур Жусуп Копейулы говорится, что конница из 90 человек во главе с турками во главе с Гакашей, Имамбаиром, Куттыкожей ,қояном присоединилась к отряду пророка Мухаммеда (с. с. н.). Гакаша становится одним из верных сподвижников пророка Мухаммеда (С. Н.) и ходит рядом с ним. Эти данные свидетельствуют о тюркском происхождении Укаши Ат. Шади Торе Жангирович в своем рассказе о том, что Расул Галайхисалам является окончательным завещанием, говорит: «в то же время один товарищ по имени Гакаша сказал одно слово с манерой рукопожатие». В произведении Жусупбека Батысламовича он назван именем Акаша. С точки зрения содержания, структуры произведения трех авторов взаимных различий не встречается. Произведения трех авторов написаны пророком Мухаммедом (с. н. э.) в связи с последним завещанием Мустафы перед его смертью. В произведении имя Шакаши сахабы упоминается как один из главных персонажей. Эти произведения ясно показывают нам, что, прежде всего, Гакаша-сподвижник был исторической фигурой, не являющейся легендой, близким спутником пророка, милой сподвижницей, которая сопровождала его. Ответ на вопрос, касающийся образования колодца на вершине горы, мы также получаем в этих произведениях. Помимо того, что укаша является сподвижником пророка, существует ценная информация, связанная с происхождением. Его происхождение указывает на тюркское происхождение. До прихода советского правительства и перехода казахского алфавита на кириллицу страна называла эту личность Шакашей. В советское время было запрещено изучать вопрос религии. Эту тему исследователи писали в основном только для того, чтобы разоблачить религию. Одним из таких произведений является книга О. Дастанова «правда о святых местах», вышедшая в 1967 году.  Кто Автор "Укаша-ата"? "о Укаше проповедники религии говорят так:»приходит по поручению пророка Мухамеда и Укаша (Гакаша) распространяет ислам". Далее Укаша развел историческую легенду об Ате и пришел к выводу, что она на самом деле необоснованна. Здесь никто не собирается анализировать и критиковать мнение, мировоззрение автора книги, почему книга так написана. В работе есть два очень важных вопроса: первый ясно показывает, что имя Укаша и Гакаша принадлежит одному и тому же человеку, а второй ясно показывает, что могила Укаша ата-это кладбище Укаша ата, которое сегодня стоит на вершине страны. Показано, что традиция посещения колодца укаша ата не прерывалась и продолжалась в самом атеистическом обществе. С момента обретения нашей страной независимости количество книг на историческую тематику увеличилось. Книги и брошюры любителей и журналистов, специалистов других отраслей об исторических личностях выходят из печати в изобилии, а не профессиональных историков. Несмотря на то, что он не нашел заслуг профессионального историка о святых местах и исторических личностях Южного региона, часто можно встретить брошюры, написанные по словам светил, если не потомков тех же личностей. Одна из таких брошюр о укаше ата-это книга «Краткая история Укаши әулие Аулие», составленная писателем-журналистом Асетом Ассанди. В этой книге собраны старинные легенды и рассказы об Укаше ата. О происхождении укаши атыка было известно немного, он пришел на тюркскую землю и систематически рассказывал легенды о своем труде по распространению религии. Но в этой легенде нет конкретных подробностей, связанных с происхождением отца Укаши. Сакральное место «Укаша үк " историка Мухтара Ходжа находится в 60 километрах от города Туркестан, у подножия Каратау на северной стороне села Серт. Согласно легенде, Укаша ата был сподвижником пророка Мухаммеда. Он не был побежден врагом, ни один пэнде не прошел бы огонь, не разрезал бы меч. Враги обманули его жену и узнали уязвимое место сподвижника. Оказывается, укаша-ата становится беззащитным только тогда, когда читает утреннюю молитву. Зная его, неверные пришли, когда Укаша оқып читал утреннюю молитву, и рубили голову мечом. Бездыханные главные Ангелы катились к подножию края. В этом же месте, как и в устье, Укаша-ата попал в него и через подземную реку добрался до пророка Мухаммеда. На поверхность земли, где капала кровь сподвижника, из глины была выбита отметка длиной 21 м. Тем, кто посещает паломничество, подсвечники святого показывают колодец, на котором катилась голова Укаши-деда, камень, на котором остались следы верблюда деда. Паломники по очереди кладут в этот колодец ведро с водой. Вода кому-то подается, у кого-то, сколько раз он ставил ведро, ни капли воды не висит. Это объясняется грехом человека, который бросает ведро"» Итак, проанализировав приведенные выше данные, можно получить следующее заключение. Укаша сахаба-историческая личность, впервые принесшая ислам в наши степи. Он был среди верных соратников пророка. По происхождению происходит от одного из тюркских племен. Анес, живущий у истоков казахской летописи, живет рядом со сподвижниками. А в советское время в историческом сознании народа было забыто имя Шакаша сахаба, сохранилось имя Укаша ата, Укаша Аулие. 4-мавзолей Арыстанбаба Мавзолей Арыстан баб-памятник архитектуры Древнего Отрара. Он был построен на вершине могилы Арыстан баб ата, который был учителем Ходжи Ахмеда Иасауи, распространителя мусульманской религии среди Туркестанского народа. Мавзолей состоит из отдельных комнат, таких как коридорахана, мечеть, документирахана, азан манящая башня. Самой старой частью мавзолея должна быть могила. Даже сейчас его пол значительно выше, чем в других комнатах. Первый знак над могилой был построен около 12 века.  Гробница была реконструирована в 14 веке. Мавзолей Арыстан баб был перестроен в начале 20 века на средства местного населения из обожженного кирпича площадью 35x12 м, высотой 12 м, выходящий на бывшую Мекку, обращенный в Туркестан, Азрет Султан, Северная сторона-мавзолей, Южная-мечеть. На вывеске коридора-ворот нанесена мраморная доска, на лицевой стороне которой указано, что 1327 год, то есть время последнего строительства. Этот мавзолей был построен над могилой Арыстан баба, религиозной провидицы, жившей в XII веке. Первое сооружение мавзолея относится к XIV-XV веку. Остались отрезанные от той же конструкции цепи Айвана. В XVIII веке на месте древней гробницы после землетрясения была установлена двухкупольная конструкция, построенная из Айвана, опирающегося на две срубленные деревянные цепи. В XVIII веке сооружение было снесено и, согласно фризским записям, перестроено в 1909 году. В 1971 году мечеть была снесена и перестроена из-за высокого уровня грунтовых вод. Строительство было построено из обожженного кирпича на алебастровом растворе с обратной стороны стены. В настоящее время этот мавзолей считается одним из мусульманских святилищ Центральной Азии, где паломничество является обязательным. Согласно легенде, Арыстан баб был послом пророка Мухаммеда (с. н. э.). Однажды пророк Мухаммед ел финики со своими учениками. Одна и та же хурма снова и снова падала из чаши, и пророк услышал внутренний голос: «эта хурма посвящена Ахмету, мальчику-мусульманину, который родится через 400 лет после вас». Затем пророк спрашивает своих учеников, кто доставит эту хурму своему хозяину. Никто не спрашивал. После того, как пророк снова задал вопрос, Лев баб сказал: «Если вы попросите Всевышнего 400 лет, я передам эту хурму владельцу». Судя по народным легендам и письменным источникам («Рисолаи Сарем-Исфиджоб» и книга Куприлозада), Арыстан баб Ходжа преподает хурму учителем Ахмеда Ясави. В настоящее время над могилой Арыстан баб стоит мавзолей площадью 30*13 метров. По историческим данным, в XII-XVIII веках мавзолей неоднократно перестраивался и реконструировался. Сын Ходжи Ахмеда Ясави, святой и религиозный провидец, родился в 1103 году и умер в 1166 году. Легенды о Арыстан бабе Арыстан бабтың дүние салуы Қожа Ахмет Иасауи хикметінде былайша суреттеледі: «Бабам айтты: Ей балам, қасымда тұр өлейін, Жаназамды оқып көм, жан тәсілім қалайын. Медет берсе Мұстафа, ғарыш биігіне шығайын. Арыслан бабам сөздерін есітіңіз - тәбәрік. Жылап айттым: ей бала, жас көдекпін білмеймін. Көріңізді қазармын, көтеріп сала алмаспын. Хақ Мұстафа сүндетін, балапанмын, білмеймін. Бабам айтты: Ей балам, періштелер жиылады. Жебірейіл имам болып, өзгелер оған ұйиды. Макаил мен Исрафил көтеріп көрге қояды». Отырар өңірінде біз естіген аңыз байынша Арыстанбаб дүние салған соң, оның денесін ақ бураға артып, еркіне жіберіп, соңынан ілесіп отырған. Ақ бура жүре-жүре осы жерге шөккен екен. Сол шөккен жерге Арыстан баб қойылыпты. «Алпамыс жырының» бір үлгісінде Байбөрі мен Аналық «Самарқанда сансыз баб», Бұқарадағы «Баһауәдин Нақишбент» молаларына зират қылады, және "Түнейді үш күн Байбөрі Әзіретті сұлтанға. Түркістанда түмен бап, Сайрамда бар сансыз бап, Отырарда отыз бап, Бабалардың бабын сұрасаң, Ең үлкені Арыстан баб. Әулие қоймай қыдырып, В рукописи одного паломника из Баян-аула, хранящегося в заповеднике-музее Хазрет Султан, есть любопытная информация: после того, как Арыстан баб умер, две птицы – Стервятник и ворон-прилетают на вершину его могилы. Эта история ведет нас к древнетюркскому шаманизму. Древние тюрки считали этих птиц священными. Например, согласно легенде, написанной в старых летописях, древнетюркское племя Ашина было поражено врагом и массово убито. Тогда выживет только тот ребенок, который остался один. Ребенка кормил волк, а посланник небесного мира – ворон приносил мясо. От этого ребенка говорят, что он потомок тюрков. Не мало данных о том, что казахи считали ворону священной птицей. Со словом ворон связаны следующие пословицы и поговорки: «у нас тоже в руках ворон мышар», «Ворон коренной Казах», «Каргам-ау». "Каргам, каргашым, каргатаим",-говорили старики, балуя своих внуков. Он ответил, сколько у тебя детей. Мавзолей Арыстан баб-это сооружение, которое на протяжении веков претерпевало различные виды переработки и ремонта. Иногда, говоря о том, что Арыстан баб жил в ХІ-ХІІ веках, высказывается предположение, что его мавзолей был возведен после того, как Арыстан баб умер. Однако дошедший до нас современный мавзолей не имеет никаких признаков XIII века. Между тем, мы должны помнить, что ислам сначала запретил строительство над могилой с закрытой крышей. С этой точки зрения в тринадцатом веке также может отсутствовать здание Арыстан баб. В записях А. Черкасова мы уже упоминали, что мавзолей Арыстан баб состоит из двух комнат, в которых покоятся святые и ученики, а также навеса перед ними. Их проект соответствует строительству XIV века. Также специалисты высказали вывод о том, что столбы в сарае были сделаны в конце XIV-начале XV веков. То есть часть могил в современном строительном комплексе Арыстан баб является самой старой, самой ранней. Кроме того, среди населения широко распространена легенда: «в ночь покрова стен мавзолея Ходжа Ахмеда гигантский Зеленый бык бьет и обрушивает поднятые заборы рогами. Эта история снова повторяется, когда стены здания восстанавливаются, а купола закладываются, и все становится сводчатым потолком. Этот момент заставляет Эмира железа много думать. Во сне приходит старик и дает видение, в котором он командует возвести гробницу над могилой самого первого учителя Ходжи Ахмеда, Арыстан баба. Только после выполнения этого требования Амир Темир успешно завершит строительство в Туркестане"» Пол могилы Льва баба значительно выше, чем в других комнатах. Вертикально поднятые стены на одной высоте изгибаются косой, называемой в архитектуре "парусом". Купол возведен высоко, с широким размахом. Дверь могилы посвящена солнцу, а точнее Мекке. Это вытекает из мусульманских правил поклонения святым гробницам: лицо паломника должно было быть обращено к сагане, спина-к хубиле. Его длина составляет 3 м. 90 см., ширина 1 м. 30 см., высота 1 м. 20 см. Этаж, размером 5,4 м х 5,4 м. В комнате три гробницы. Он также покрыт высоким куполом. Однако внутренняя часть купола оштукатурена алебастром и выгравирована геометрическими узорами. По обе стороны от входной двери к святому расположены две гробницы. Подсвечники говорят, что это Стервятник и ворон баб. Они были очень маленькими по сравнению с гробницей святого. Могила стервятника имеет размеры 1,63 м х 0,92 м, Ворона баба-1,70 м х 0,90 м. К этим надгробиям примыкают несколько комнат с юго-западной стороны. Есть коридор-навес, соединяющий и соединяющий комнаты на обоих крыльях. Он отличается от обычных навесов-айванов, целиком оплетен из керамики,а крыша изогнута. Его площадь составляет 7,60 м х 4,35 м. надгробия отделаны керамикой, часть мечети построена в основном из камыша, при перекрытии крыши широко используется древесина. В центре мечети находились шесть деревянных опор по проекту В. В. Константиновой. На них уложен снег,из

Жүктелуде...