Инициатива Главы государства Касым-Жомарта Токаева по полной реабилитации жертв политических репрессий прошлого века очень важна. О судьбе некоторых из этих невинных душ до сих пор не до конца сказано. Как много благородных граждан, которые не были оправданы. Среди них можно отметить Аширбека Усенова, сообщает корреспондент портала newsroom.kz.
По имеющимся данным архива департамента внутренних дел г. Алматы, Аширбек Усенов родился в 1907 году в селе Катынкопир Южно-Казахстанской области. В 1925-1929 годах Аширбек успешно окончил Сырдарьинский окружной Казахский педагогический техникум и получил квалификацию учителя І категории казахско-узбекских школ. Не останавливаясь на достигнутом, он с сентября 1929 года по июль 1932 года окончил алматинский казахский педагогический институт на отделении литературы в числе лучших. Также в свидетельстве, выданном Усенову А., прописано, что он обязан постоянно работать в определенном регионе сроком на 3 года.
Таким образом, благодаря своей предприимчивости и ответственности молодой и страстный Аширбек достиг значительных успехов в работе. В 1931 году был принят в члены рабочего комитета Алма-Атинского горсовета VII созыва и получил право несанкционированного доступа в любую организацию и учреждение города. Он был принят членом Союза писателей СССР 19 января 1936 года (свидетельство № 875).
Аширбек подготовил специальный учебник по переходу на латиницу советского периода и получил признание старшего поколения. В этой связи, мы не должны недооценивать опыт нашей интеллигенции в подготовке учебников. Так как они наиболее приспособлены к латинским буквам и широко используют инновационные методы и приемы. Так, и Т. Шонанов, и А. Усенов использовали вместо звука Ы, а звук Q обозначали звук Қ, С как звук Ш, R как звук Р, J как звук И.
В учебнике автор уделяет большое внимание национальным традициям: «Сиыр», «Сағат», «Үй», «Оқуда», «Жеміс», «Гауһар» и т.д. не только уделяли внимание актуальным в советский период политическим темам, текстам, но и небольшим рассказам, стихам. В частности, он сумел рационально использовать в обращении к народу наши исконные слова, которые были вполне приспособлены к быту нашего народа. К примеру, автор приложил усилия для того, чтобы привнести в сознание страны понятия поезда, завода, нового времени, наряду с такими давно усвоенными словами, как “қозы, дала, мақта, ұста, балық, қала, кен, жеміс, оқуда, саяхат”. Поэтому переход на латинский алфавит в советский период внес свой вклад в индустриализацию и модернизацию страны, повысив качество образования с помощью нового алфавита на новую высоту. Таким образом, кратный труд А. Усенова «Әліппе», утвержденный Народным комиссариатом Казахстана, Т. Берденова, С. Укенова, Р. Момыновым, принимавших участие в редактировании этого труда, должен быть изучен и оценен современными исследователями. Кроме того, «Әдебиет хрестоматиясы» для 9 класса, родившаяся под пером Аширбека, получила высокую оценку со стороны наркома Т. Жургенова.
Что касается духовного наследия А. Усенова, то он, будучи известен как поэт, публицист такими произведениями, как «Ойлы бала», «Елеулі батыр», активно участвовал в развитии переводческой отрасли, а также в работе В. Внукова «Соғыс бізге қорқынышты ма?», С. Юшков «Жорықта» и «Жаяу әскерлердің тынығуы мен сақтануы», С. Стерлин «Соғыс кезіндегі Қызыл Армияға халық немен жәрдем етеді?». Как педагог-просветитель тесно сотрудничал с прессой, публикуя в журнале «Ауыл мұғалімі» статьи, посвященные учебно-воспитательной работе: «Көркем әдебиет сабағының түрлері», «Көркем әдебиет сабағына даярлық», «Көбеев өмірі мен жазушылық қызметі», «Мазмұндама жаздыру» и др., а в издании «Қазақ әдебиеті» опубликовал критические материалы: «Мектепке сапалы оқу құралы керек», «Оқушыларымыз әдебиетті сүйіп оқитын болсын!».
Судя по архивным документам, Аширбек Усенов был временно освобождён от военной службы до 1934 года. В военном билете было написано, что 26 апреля 1936 года он был зарегистрирован как житель дома 45 по улице Пушкина в городе Алматы. Позже он выступил против "советско-тоталитарной системы" и в качестве активного члена национально-террористической, диверсионно-вредительской организации на территории Казахской ССР с 1935 года, совершив непрерывные антисоветские действия. Вместе с Т. Жургеновым, И. Кабуловым, Т. Берденовым, И. Жансугуровым, Д. Искаковым, З. Сейтхановым и А. Коныратбаевым был заключен в тюрьму по ложному обвинению в совершении злодеяния против Советской власти. А 8 марта 1938 года по приговору секретаря Военной коллегии Верховного Суда СССР Батнера был первоначально приговорен к 10 годам лишения свободы с лишением всех политических прав и конфискацией имущества на 5 лет, а всего за 8 месяцев приговор изменен к расстрелу 11 ноября 1938 года.
До сих пор неясно, почему Аширбек был доставлен на допрос из Алматы в Москву. При этом следует отметить, что до его ареста занимал должность заместителя руководителя методического сектора в народно-просветительском комиссариате КазССР в Алматы. Также работал учителем в школе №12 г. Алматы. В анкете, заполненной 9 марта 1938 года, указано, что он проживал в городе по улице Пролетарская, дом 29/31, супруга Х. Усеновой – 24 года, сыновья Рабига-6 лет, Рахима-5 лет, Азима-3 года, младшая Сырыма – 1 год.
Супруг Рахимы, второй дочери А. Усенова, служил в КГБ г. Алматы в чине полковника. Однако удивляет, что он не смог просмотреть архивные документы о своем тесте. Видимо, у него не было желания воспользоваться служебным шансом, предостерегая от того, чтобы его админ-командование не попало под жесткий фильтр советской цензуры.
А. Усенов был полностью реабилитирован 20 сентября 1960 года решением Военной коллегии Верховного Суда СССР.
Аширбек Усенов, рано признанный как писатель, поэт, был похоронен на Донском кладбище в Москве. Очевидно, что он был расстрелян вместе с первым легом Алаш-Арыстандары во главе с Алиханом Букейхановым, Ныгметом Нурмаковым, которые были выставлены на том же кладбище. В книге «1935-1953 жылдар аралығында атылғандар», во 2 категории секретной главы «Казахская ССР», значится имя Аширбека Усенова. В частности, в этом списке значатся И. Амандыков, И. Байменов, А. Бекбаев, А. Кучмар, Б. Джумбаев, А. Мергенбаев, С. Опорин, А. Рещников, Л. Розенберг, В. Седов,
Трагическая судьба А. Усенова свидетельствует о том, что политические репрессированные машины не были выбраны, а дела, созданные на лжи, были преданы большевистской власти.
Сейдехан АЛИБЕК,
доктор исторических наук
Шымкент