Бүгінгі Қазақстан және әлемдегі жаңалықтар | Newsroom.kz RU search
3 қыркүйек, 2020 / NewsRoom / Жаңалықтар

Стимулирование этнической репатриации как эффективный механизм обеспечения национальной безопасности государства

Стимулирование этнической репатриации как эффективный механизм обеспечения национальной безопасности государства

Стимулирование этнической репатриации как эффективный механизм обеспечения национальной безопасности государства
ашық дереккөзі
   width= Согласно Закону РК «О национальной безопасности РК», одним из основных угроз национальной безопасности является ухудшение демографической ситуации и здоровья населения, в том числе связанное с поступательным усилением внешней миграции, резким снижением рождаемости, повышением смертности. Демографическая обстановка в любой стране является основным показателем ее развития, поэтому решение важнейших социальных вопросов экономического состояния и проблем национальной безопасности непосредственно зависят от решения демографического вопроса. С момента обретения независимости Казахстан начал проводить собственную миграционную политику в соответствии с тенденциями глобализации мирового сообщества и направленную на использование миграционных потоков в интересах укрепления национальной безопасности, оздоровления демографической ситуации и устойчивого социально-экономического развития страны. Но насколько эффективна эта миграционная политика? Достаточно ли принимается мер со стороны государства по оздоровлению демографической ситуации? Численность населения Республики Казахстан за последние десять лет согласно официальной статистике выросло на 19% (с 14 901,6 тыс. человек в 2000 году до 18 395,6 тыс. человек в 2019 году). Но это повышение связано, скорее всего, с ростом продолжительности жизни населения, а не рождаемости. Высокие темпы старения населения традиционно наблюдаются в регионах с низкой рождаемостью на севере и востоке страны. Если на каждого 100 ребенка по Казахстану в среднем приходится 26 человек в возрасте более 65 лет и индекс старения показывает 25,9, то эти же показатели в Северо-Казахстанской области – 55,8, Костанайской области – 53,2, Восточно-Казахстанской – 47,4. Что увеличивает налоговую нагрузку, расходы на социальные программы и приводит к значительному сокращению населения трудоспособного возраста. При этом коэффициент смертности по стране в 2018 году составил 7,1 на 1000 человек, а коэффициент естественного прироста 14,6 на 1000 человек. Рождаемость при любых вариантах прогнозных сценариев имеет тенденцию к снижению, что обусловлено трендом, наблюдаемым с 1989 года. В этих условиях имеются ли у Казахстана какие-либо резервы в улучшении демографической ситуации, кроме как посредством увеличения естественного прироста населения, что само по себе является незначительным? Актуализация демографической тематики для Казахстана, по нашему мнению, является далеко не праздным вопросом. Казахстан занимает по площади территории 9-е место в мире и 64-е по численности населения. По плотности населения наша страна на 184-е месте в списке стран из 195 признанных ООН в 2018 году независимых государств. Средняя плотность населения в Казахстане составляет всего 5,8 человек на км², при этом, мировой средний показатель – 56 человек на 1 квадратный километр. С 2012 года в стране сохраняется негативная тенденция оттока населения, когда количество выбывающих из страны превышает количество прибывающих. Устойчивая динамика эмиграции из северных и северо-восточных областей в страны дальнего и ближнего зарубежья сопровождается запустением сел, сокращением численности населения и обострением проблем производительной занятости. Последствия отрицательного сальдо миграции уже сегодня имеют катасрофические последствия, они известны: - уменьшение населения, духовный застой общества; - депопуляция населенных пунктов; - нехватка трудовых ресурсов; - снижение темпов роста экономики страны; - формирование негативного образа страны на международной арене; - снижение инвестиционной привлекательности страны. Указанные факторы вызывают выработку новых механизмов и методов в стабилизации демографической обстановки, направленной на повышение рождаемости и реализацию целевой миграционной политики в целях восполнения продолжающейся убыли населения. По некоторым экспертным оценкам в странах дальнего и ближнего зарубежья проживают около 7-8 млн. казахов, что составляют более половины численности казахов в 12 миллионов человек, проживающих непосредственно в самом Казахстане. В демографическом аспекте это является огромным потенциалом. По данным официальной статистики Республики Казахстан в период с 1991-2018 гг на историческую Родину переселилось 1 039 619 этнических казахов или 303 263 семей, т.е. в среднем ежегодно прибывало в страну 38,5 тыс. человек. Однако, такие хорошие показатели, в последние годы выглядят совершенно неутешительными. За последние 3 года отрицательное сальдо миграции вплотную приблизилось к минус 30 тысячам человек: - 2017 год - покинуло страну 37 704 человек; - 2017 год - прибыло в страну 16 081 человек; • Сальдо миграции — минус 21 623 человек. - 2018 год – покинуло - 42 тыс.человек; - 2018 год - прибыло в страну 14 тыс.человек; • Сальдо миграции — минус 28 000 человек. - 2019 год – покинуло 45 225 человек; - 2019 год – прибыло в страну 12 255 человек; • Сальдо миграции — минус 32 970 человек. При этом, по мнению экспертов даже при нулевой миграции ожидается постепенное сокращение естественного прироста за счет сокращения рождаемости, а на фоне эмиграции за этот же период граждан страны в более чем 3,5 миллиона человек демографические перспективы могут показаться совершенно удручающими. Согласно нынешнего состояния сальдо миграции ожидается, что при отсутствии внешних стимулов (политики государства, специальные программы и др.), в стране сохранится отрицательное сальдо миграции. Каковы возможности внешних факторов влияния на демографическую ситуацию в стране? Нехватка трудовых ресурсов в отдельных регионах мира вызывают острую конкуренцию за человеческие ресурсы - в России наблюдается отток населения со стратегически важных для нее территорий с сокращением общей численности населения. Как следствие, в России кардинально изменилась политика по демографической ситуации с акцентом на стимулирование добровольного переселения, в т.ч. из Казахстана. И, наоборот, избыток населения в других регионах приводит к выработке новых подходов в решении демографических вопросов. Китай, с ее полуторамиллиардным населением традиционно страдающий перенаселенностью, формирует объективные предпосылки для массового выезда китайских граждан за рубеж, в том числе в Казахстан. В случае с Россией нашей стране необходимо вести конкурентную борьбу за людские и трудовые ресурсы, особенно в регионах приграничной с этой страной полосы. Ситуация с Китаем диаметрально противоположна и предполагает четкое выделение вопросов привлечения финансовых инвестиции от вопросов, связанных с защитой от китайской экспансии человеческих ресурсов в лице этнических ханьцев. В настоящее время, по мнению демографов, миграционные настроения казахов из приграничных с Казахстаном стран на основе чисто духовных составляющих постепенно снижаются. Это не означает, что миграционный потенциал исчерпывается. Просто мы наблюдаем как этническая миграция на воссоединение с исторической и этнической Родиной из разряда только идеологической приобретает экономическое наполнение, связанное с поиском рабочих мест и возможности повысить свой уровень жизни. Значит при прогнозировании будущих миграционных потоков и их интенсивности из стран основных доноров в Казахстан необходимо учитывать показатели внутреннего валового продукта (ВВП). По данным Всемирного банка по показателям ВВП на душу населения Казахстан незначительно уступает России и начал уже уступать Китаю. Если в 2010 году ВВП Казахстана на душу населения было в два раза выше, чем в Китае, в 2017 году показатели ВВП на душу населения в этих странах выравниваются. Сейчас же Казахстан отстает по темпам развития от Китая, что может негативно сказаться на решении этнических казахов переезжать в Казахстан. Положительное сальдо в этом отношении сохраняется с Узбекистаном и Монголией. Указанные факторы как никогда ранее порождают выработку стимулирующей программы поддержки казахов за рубежом и репатриации. Результаты социологических замеров, проведенных Исследовательским институтом «Общественное мнение» по заказу НАО «Фонд Отандастар» в 2019 году, свидетельствуют о том, что на постоянное место жительство в Казахстан хотят переехать, по самым осторожным оценкам, свыше 1,5 млн. этнических казахов: - из Узбекистана – 37,6% или 564 тыс. казахов из общей численности казахов в 1,5 млн.чел.; - России – 12,3% или 123 тыс. казахов из общей численности казахов в 1 млн. чел.; - из Монголии – 24,7% или 32 тыс. казахов из общей численности казахов в 130 тыс.чел. Кроме того, по данным некоторых экспертов (Аут Мухибек) в настоящее время порядка 800 тысяч этнических казахов намерены переехать из Китая в Казахстан при оздоровлении политического климата в отношении национальных меньшинств. При этом важно иметь ввиду, что реальная численность казахов, проживающих в таких странах как Россия, Узбекистан, Китай может быть значительно больше официальных цифр. Простой арифметический расчет показывает, что при самых обнадеживающих прогнозах, на переселение хотя бы 1,5 миллиона потенциальных переселенцев потребуются долгие годы. К примеру, оптимистичный вариант переселения в 40 000 человек потребует 38 лет, в то время как на поддержание существующего положения этнической иммиграции в среднем 10 000 человек в год уйдет 152 года, то есть 1,5 века. В разрезе пятилетних периодов поток этнической миграции в Казахстан снизился с 32,2% (308832 чел.) в период 2007-2011 гг. (т.е. за 5 лет) до 8,3% (80617 чел.) в период с 2012 г по 2019 годы, т.е. за последние 8 лет. Следовательно, если за предыдущие 5 лет ежегодно в Казахстан прибывало 61 766 чел., то за последние восемь лет (с 2012 по 2019 гг.) этот поток снизился до 10 077 человек, что свидетельствует об ухудшении законодательных условий и экономических предпосылок переселения этнических казахов на историческую Родину, слабом стимулировании процесса их возвращения на Родину и ненадлежащей организационной и информационно-коммуникационной деятельности госорганов с этническими казахами в целом по всему миру. В этой связи, считаем целесообразным форсировать процессы переселения казахов на историческую Родину, в первую очередь, в территории приоритетного расселения: Акмолинскую, Восточно-Казахстанскую, Костанайскую, Павлодарскую, Северо-Казахстанскую, Западно-Казахстанскую, Актюбинскую области, поскольку именно в этих приграничных регионах наблюдается значительный отток населения, что представляет реальную угрозу для национальной безопасности страны. Безусловно, это потребует принятия Правительством Республики Казахстан специальной государственной программы с предложением комплекса мер социально-экономической поддержки репатриантов. Эти меры должны усилить финансово-экономические стимулы и повысить мотивационную составляющую этнической миграции. В этом направлении важно акцентировать меры стимулирования на приобретении недвижимого имущества, а это, прежде всего, жилье и земельные участки с ограничением, возможно, права распоряжения этими видами собственности временными рамками в 7 лет, оставив за приобретателями право владения и пользования. Наделение правом «условной» собственности на определенный срок позволить увеличить кредитную способность репатриантов, активно участвовать в различных государственных программах по развитию малого и среднего бизнеса и будет способствовать долгосрочному их оседанию на конкретном месте. С учетом устоявщихся цен на жилые дома на рынке недвижимости в территориях приоритетного расселения репатриантов считаем целесообразным расходы на приобретение жилья и возмещение всех расходов по переезду значительно повысить именно в первый год их переселения для безболезненной и быстрой их адаптации и интеграции в казахстанском обществе. Эти расходы, по приблизительным расчетам в среднем составят на одну семью - 4 771 800 (четыре миллиона семьсот семьдесят одна тысяча восемьсот) тенге, на 10 000 семей по 4 человека в семье или на 40 000 человек - 47 718 000 000 (сорок семь миллиардов семьсот восемьнадцать миллионов) тенге в год ежегодно. В конечном счете, эти меры позволят репатриантам использовать приобретаемое жилье в качестве залогового имущества для активного участия в различных программах государственного кредитования, эффективной их интеграции в рынок труда, занятию предпринимательством в различных сферах экономики страны (в том числе и в сельскохозяйственном производстве) и окажут благоприятное воздействие на их безболезненную адаптацию в казахстанском обществе. В конечном итоге, нужно понимать – в нашем случае речь идет не просто о деньгах, но и о будущем наций, о судьбах живых людей, о трудовых ресурсах, о развитии экономики страны, о безопасности государства.

ЖАЛИЕВ Н.Б. Управляющий директор НАО «Фонд Отандастар» КУЧУКОВА Н.К. д.э.н., профессор