Бүгінгі Қазақстан және әлемдегі жаңалықтар | Newsroom.kz RU search
6 қараша, 2022 / NewsRoom / Жаңалықтар

Героизм невинных жертв политической репрессий, основавших Туркестанскую автономию

Героизм невинных жертв политической репрессий, основавших Туркестанскую автономию

Героизм невинных жертв политической репрессий, основавших Туркестанскую автономию
ашық дереккөзі
"Да здравствует Туркестанский мухтарият!" Туркестанской автономии, которая провозгласила себя независимым автономным государством, вот уже более 95 лет назад. Несмотря на то, что эта автономия просуществовала всего 64 дня, она занимала заметное место в истории Средней Азии и смогла противостоять большевикам как оппозиционной силе, пишет newsroom.kz. Революции 1917 года способствовали усилению национальных и политических движений. Воспользовавшись этим, представители интеллигенции тюркских народов также намеревались создать свое национальное государство. Конечно, эти национальные республики должны были самоуправлять свою политическую сторону, хотя территориальная сторона была частью Российской Федерации. Однако, хотя изначально такое государственное устройство было санкционировано большевиками во главе с Лениным – Сталиным, они издали постановления, в которых обвиняли их как «контрреволюционных», «незаконных правительств», опасаясь, что их захватит политическая сила. Это одно из исторических событий, которое, хотя и широко освещалось в различных прессе, но по понятным причинам долгое время не получало должной оценки – «Туркестанский мухтарияты». Это государственное образование в рамках бывшего Туркестанского генерал-губернаторства (где проживало почти половина казахского населения) открыло свои двери в городе Кокан в конце ноября 1917 года решением IV крайнего общемусульманского съезда. Большевики пытались представить эту автономию как автономию одного города, все время называя ее «Кокандской автономией», чтобы показать ее в узком, а не общенациональном масштабе. Когда речь заходит о правительстве Алашорды, которое ожило в конце 1917 года, в первую очередь Имя Алихана Бокейхана, а когда речь заходит об Туркестанской автономии, то невольно на наш язык возвращается имя Мустафа Шокай. Мустафа Шокай, которого сам Сталин, известный как» отец народов", считал своим политическим противником в свое время, шел от начала до конца, чтобы сделать Туркестан автономным государством. Как бескомпромиссный противник большевиков, он продолжал свое видение до конца, даже находясь за границей. Его родственная душа Мария Яковлевна-Шокай говорит о нем так: «он всегда говорил: Самое страшное для нашего Туркестана – это отсутствие единства народа. Я хорошо знаю, что мы слабы. Я хочу мира и единства своего народа. Поэтому я хотел бы создать федеративное государство по примеру швейцарского государства"» Политические взгляды Мустафы Шокая до сих пор не утратили своего значения для пяти центральноазиатских республик. Особенно в те времена, когда современная геополитическая ситуация играет важную роль, совместное решение экономико – социальных проблем одним тюркским народом-это ответственное дело. Воспользовавшись демократическим положением, сложившимся по всей России после Февральской революции, свергнувшей царское правительство, Туркестанская национальная интеллигенция 16 апреля 1917 года созвала Туркестанский мусульманский курултай в Ташкенте. На повестке Курултая, где собралось около 220 представителей, обсуждались вопросы, связанные с государственным устройством России и правом Туркестанского самоуправления. Курултай возглавил Мунаууар Кари Абдурашидханов. Учредительными секретарями были избраны Убайдулла Ходжаев и Серали Лапин в качестве заместителей председателя, Мустафа Шокай, Заки Уалиди, Ташболатбек Нарботабеков и садик Абдусаттов. На курултае Мухаметжан Тынышбаев выступил с докладом о ситуации в Туркестане. Также слова члена Временного правительства Садри Максудова порадовали делегатов Курултая (Д. Кыдыралиев. Проблема автономии в Туркестане и национальные курултаи. // Вестник//. Серия "История и политико-социальные науки". № 2 (25), 2010. с. 134). В связи с изменениями, происходящими в обществе в результате переворота, требования об объявлении Туркестанского мухтариата усилились день ото дня. С этой целью 12-15 ноября в Ташкенте созывал Курултай консервативной направленности «Улема жамигаты». По предложению представителя из Туркестана Имамбердыжигитова, специально приглашенный на совещание Мустафа Шокай прибыл в Ташкент, где принял участие в работе Мажилиса. В своем выступлении он говорит о том, что в стране царит власть большевиков, но их не следует признавать. Мустафа Шокай выдвигает предложение о том, чтобы все мусульмане в Туркестане объединились, чтобы сформировать большое правительство, которое также будет смотреть на большевистское правительство. По окончании курултая было одобрено предложение об объявлении автономии в Туркестане. Вернувшись на Коканд после собрания, Мустафа, получив телеграмму от члена большевистского правительства Ташкента Баранова, отправляется обратно в Ташкент. В нем Мустафа говорит, что «примет членство в новом правительстве», и делает интересное предложение. Однако Мустафа отклоняет предложение и уезжает обратно в Кокан. Под его руководством на совещании в канцелярии «Совета мусульман края» в новом Маргулане было принято решение о созыве общего Курултая мусульман-Всеукраинцев. Потому что в те неспокойные дни единственной организацией, которая регулировала и стабилизировала территориальную сторону политического вопроса, была эта организация. Политическая решимость местного населения обеспечить право на самоопределение своей судьбы, недовольство советской властью нашли свое отражение в IV чрезвычайном Туркестанском краевом курултае мусыл-Манов. Этот курултай начал свою работу в Кокане 26 ноября 1917 года. Приглашения на курултай были отправлены некоторое время назад. Однако эти вызовы задерживаются из-за забастовок почтово-телеграфных работников. В газетах была возможность подать предварительное уведомление об основании. Тем не менее, по разным причинам некоторые представители не смогли прийти на съезд. Но они выражали свое отношение к нему в корреспонденции, адресованной Курултаю (газета«Великий Туркестан». 8 декабря 1917 г.). Накануне мусульманского Курултая 25 ноября в 7 часов вечера в резиденции «Ислам жамигатың» (Шора ислам) в городе Кокан состоится совещание. На нем обсуждались вопросы избрания мандатной комиссии и состава ее членов. Также было принято решение обсудить следующие вопросы: структура управления в крае и отношения с Советским правительством; высказать свою точку зрения на предложение атамана Дутова разорвать все связи с Советским правительством и войти в состав планируемого антисоветского Союза казаков Юго-Востока; провести выборы в Туркестанский исполнительный комитет; Переизбрание Туркестанского Центрального мусульманского совета; создание законодательного органа в Туркестане; созыв Туркестанского Курултая Мажилиса и др. (Там же). 26 ноября 1917 года в 12 часов член организационного бюро Мустафа Шокай объявляет Курултай открытым. Член мандатной комиссии Ташболатбек Нарботабеков ознакомил участников с составом делегатов. При этом в Курултае приняли участие: 150 представителей Ферганской области, 22 – Сырдарьинской области, 21 – Самаркандской области, 1 – Каспийской области, 4 – Бухары. Позже число участников курултая достигло 250 человек. В прессе того времени говорилось: «Күндізгі в 12 часов дня, в приподнятом настроении собравшихся, член организационного бюро и представитель краевого совета мусульман, азамат Мустафа Шокаев объявил съезд открытым. Мустафа озвучил вопрос:» будет ли это собрание считаться съездом или просто советом". Большинством голосов (против 1 человека) это собрание было решено как полномочный съезд. Утверждена программа съезда, состоящая из 10 пунктов. На вечернем заседании азамат Шокаев, кратко остановившись на политических и экономических условиях, сложившихся в России и Туркестане, сказал, что «Кеңес Советское правительство, которое установило кровопролитие в Туркестане, отказывается в какой-либо форме совместно управлять краем с мусульманами, поэтому необходимо взять на себя судьбу мусульманского народа» («Туркестанский вестник»). № 21. 9 декабря 1917 года). Журнал «Мир трудящихся», ставший органом мусульманских трудящихся, крестьян, солдатских депутатов края, писал: «За собрание на курултае представителей каждого общества, организации и Национального совета Туркестанского народа он получил полномочное право издавать решения, отвечающие интересам 10-миллионного мусульманского населения края» («мир трудящихся».№ 1. 4 января 1918 г.). После переговоров было принято решение избрать членов коллегии из 13 человек. После этого был объявлен 15-минутный перерыв, чтобы отметить кандидатов в его состав. После перерыва открытым голосованием в члены коллегии Курултая были избраны: Мустафа Шокай, Убайдулла Ходжа, Абиджан Махмуд, Хидаятбек Юргали Агаев, Саломон Герцфельд, Шахислам Шаахмедов, Абдрахман Оразаев, Камал казы, Серикбай Акаев, Абдул Бадин, Кишкенбаев, Слониев и Каримбаев. Курултай возглавил Мустафа Шокай. Решением народных представителей, собравшихся на курултае, большинством голосов принято предложение об объявлении Туркестанского края «автономным краем Российской Федерации". К резолюции "Туркестан мухтарияты» присоединились и члены общества "Улама жамигаты" (Шора улема). Только два представителя проголосовали против резолюции. В течение трех дней участники Курултая, выразив свое видение будущего политического устройства Туркестанского края, нашли свое отражение в документах, принятых на курултае. По окончании голосования 27 ноября Мустафа зачитал курултайное решение» объявить Туркестан мухтарияты". В учредительном решении под названием» заявление Туркестанского мухтарията «говорится: "ля илаһа иллаллах Мухамедун Расулаллах. Да здравствует Туркестан мухтарияты! IV Чрезвычайный Курултай мусульман Туркестана по усмотрению народов, живущих в Туркестанском крае, на основе основ, данных великой русской революцией, объявляет Туркестан – местным мухтариатом, то есть «территориальной автономией», которая будет существовать вместе с российской республикой, созданной на основе Федерации. Он передает быстрое создание и формирование автономии «учительскому собранию» всего Туркестанского народа, который собирается в ближайшее время (Туркестан межлис-и муессеса/Туркестанское созидательное собрание). Также (Мажилис) торжественно заявляет о всеобщей защите прав наций и народностей, являющихся меньшинствами в Туркестанском крае» (Кыдыралиев д. После того, как имя было дано человеком Алматы Алматы; 2006, с. 133). В момент зачитывания учредительной резолюции участник слушал всех представителей стоя, а когда он закончил зачитывать: "Да здравствует Туркестан мухтарияты!"- воскликнули лозунги. Многие люди плакали от радости. Не только мусульмане, но и представители других национальностей, участвовавшие в Курултае, обнимались и поздравляли друг друга. Таким образом, 28 ноября мир был переименован в «Туркестан мухтарияты». Состав правительства до созыва учредительного совета власть была полностью сосредоточена в руках Временного Совета Туркестана и национального Мажилиса. Было сформировано правительство из 12 членов Временного совета. Количество членов Временного совета Туркестана определялось в зависимости от количества кандидатов, избранных во Всероссийский учредительный совет из Туркестанского края» («флаг страны». 22 декабря 1917 г.). Статья "Туркестанская автономия «в постановлении съезда от 26 ноября: «IV Чрезвычайный общемусульманский краевой съезд, исходя из воли народов, населявших Туркестан, к самовластию на основе призыва революции в России, провозглашает Туркестан» территориальной автономией в единстве с российской федеративно-Демократической Республикой" и торжественно заявляет, что он защищен по праву меньшинств, населявших Туркестан"("Туркестанский вестник", № 15. 1 декабря 1917 года). В последний день Курултая, согласно всем демократическим условиям, было принято специальное постановление о правах туркестанских народных избранников. По этому постановлению были обеспечены персональные права членов Туркестанского Временного совета из 54 человек и Туркестанского Народного совета из 12 человек. Жестокое обращение с одним из членов является покушением на весь 10-миллионный Туркестанский народ. Курултай доверил народу защиту священных прав своих представителей. В то время представитель из Самарканда сказал: "Туркестанская земля-наша плоть, ее свободное правительство – наша кровь! Тот, кто тянет этих двоих, касается нашей плоти и нашей крови. Мы этого не допустим!". Многие аплодировали этому, подтверждая его слова. IV Чрезвычайный Курултай мусульман Туркестана, провозгласивший Туркестанскую автономию, также избрал членов Народного совета. 36 членов Народного совета были туркестанцами, 18-представителями других национальностей. Открытым голосованием в Народный совет Туркестана избраны Серали Лапин (председатель совета), Мустафа Шокай, Убайдулла Ходжаев, Махмуд Ходжа Бехбуди и др. Затем состоялись выборы во Временное правительство Туркестанской автономии, и народ избрал на высшую должность: главу правительства и министра внутренних дел Мухамеджана Тынышбаевича, председателя Национального совета Туркестана и министра иностранных дел-Мустафу Шокая, заместителя главы правительства и министра финансов – Шахислама Шаахмедова, заместителя министра внутренних дел, министра внутренних дел с января – Абдрахмана Оразаев, министр обороны-Убайдулла Ходжаев, министр народного просвещения-Насирхан Торе, министр социальных дел-Хидаятбек Юргали Агаев, министр продовольствия – Абиджан Махмуд и министр меньшинств-Саломон Херцфельд. Туркестанскую автономию с большой радостью приветствовал не только Кокан, но и весь Туркестанский народ. На земле проходили собрания, и все поддерживали обретенную автономию. Об этом писал М. Шокай: «провозглашение автономии сразу усилило политический дух туркестанцев. Город Ташкент, как и город Кокан, центр автономии, переживает знаменательные, трогательные дни… ...В праздничный день-13 (26) декабря более 10 тысяч человек из Ташкента вошли в город верхом. Улицы города « " Да здравствует Туркестан мухтарияты!", "Туркестан Курултай Мажилис!", "Да здравствует правительство мухтарията!"были украшены плакатами с лозунгами. Организаторами праздника выступил Мунауар Кари, очень энергичный и уважительный деятель, возглавляющий турецкую сторону. Большевики очень боялись этого праздника, который поднял дух коренных народов. С устами председателя Совнаркома (Совнаркома) Колесова и его заместителя Успенского было сделано заявление о неучастии в празднике и не поздравлении «Туркестанской автономии». ...Однако митинг закончился, и жители старого Ташкента, возвращаясь домой, неожиданно открыли огонь из пулеметов и винтовок. Безоружный человек бежал на афганскую сторону и был убит, как ножна. Русские большевики праздновали Туркестанскую автономию вместе с нами, вот как. В ночь с 13 (26) на 14 (27) декабря голос большевистских орудий был не одним мечом» («Туркестанский вестник», № 15. 1 декабря 1917 года). Таким образом, Первая кровь автономии, которая только что получила свое освобождение и празднует, также пролилась. Теперь стало ясно, что освобождение дается нелегко. Усилилась политическая борьба между автономистами и большевиками. О нем М. Шокай писал в своих мемуарах: «13(26) декабря 1917 года – день, когда русские большевики слили кровь нашего народа, как воду. В тот же день они жестоко убили десятки наших кровников. С этого дня началась открытая кровопролитная борьба между русскими большевиками и нами... " (сборник избранных произведений Шокая м. Том I. Алматы; 2007 год, С. 289). Вернувшись из Оренбурга в конце декабря 1917 года, Мустафа приступил к делу по сохранению независимости Туркестана. Особенно ему доверяли члены правительства, которые осознавали видение и способности, таланты и интеллект Мустафы. Поэтому в связи с добровольным отставкой первого главы правительства Туркестанской автономии Мухамеджана Тынышпаевича в начале января 1918 года члены правительства избрали вместо него главой правительства Мустафу Шокая. После того, как он пришел к власти, между членами правительства произошли некоторые изменения. Министр национальностей меньшинств С. Херцфельд освободил свое место. Были сформированы первые армейские отряды, и национальное ополчение начало регулировать внутренний порядок. Крепко держа бразды правления, Мустафа начал издавать газеты «Известия временного правительства Турции» и «Свободный Турция» на русском языке с целью широкомасштабной пропаганды работы автономии. А также объединили организации «мусульманские крестьяне и рабочие», «мусульманские солдатские и рабочие», которые были оплотом автономии, и провели их курултаи в городе Коканд. Также на Курултае было принято решение призвать Советское правительство поддержать Туркестанскую автономию. С этой целью от имени Курултая на имя председателя Совнаркома (Совнаркома) В. И. Ленина была направлена телеграмма, в которой говорилось о необходимости запретить двойное Правительство для прекращения беспорядков и анархии в Туркестане, отменить Советское правительство в Ташкенте, довериться только единственному Временному правительству Туркестана. Мустафа предложил создать Национальный банк для решения финансового вопроса правительства. Правительство выпустило государственный заем в размере 30 миллионов рублей для решения финансовой проблемы и начало различные переговоры с земельными богатыми, крупными предпринимателями. Члены правительства путешествовали по городам и деревням, чтобы продавать государственные займы. В результате этого пришел большой спрос со стороны Самаркандского и Ферганского отделений Госбанка. Мустафа объяснил местным богатым и богатым людям, что если большевистская власть будет полностью установлена в Туркестане, богатые полностью потеряют свое богатство. Для этого они должны оказать финансовую помощь Туркестанской автономии. Однако состояние автономии с каждым днем становилось все слабее. Главной причиной стало усиление советской власти в Ташкенте. Закрепившись в Ташкенте, Советское правительство начало собирать силы для свержения Туркестанской автономии. Политическая борьба между двойным правительством в конечном итоге привела к свержению Туркестанской автономии вооруженными силами большевиков. Коканда была отброшена рабочей Красной гвардией и вооруженными дашнакскими частями Ташкентского гарнизона. 6 февраля (1918 г.) начались военные действия против небольшой группы Туркестанской автономии. Уничтожение большевиками мусульманского населения длилось 3 дня. По словам английских исследователей, число жертв, хотя и не было очевидным, несомненно, было очень большим. Согласно первой переписи, проведенной в 1897 году, в Кокане проживало 120 000 человек, а по данным отчета 1926 года-69 300 человек. Город был разрушен и подожжен (Садыкова Б. Мустава Шокай в эмиграции.  Алматы; 2011, 33 С.). Об этом событии Мустафа Шокай писал в своих мемуарах:«. он (Туркестанская автономия – А. Б.) был основан 10 декабря 1917 года и распущен 13 февраля 1918 года. Правительство кокана не было ни офицером, ни армией. Почта, телеграф, железные дороги были в руках врага. Естественно, что правительство Кокана, родившееся в таких условиях и прожившее такую недолгую жизнь, не смогло выполнить какую-либо видимую работу по удовлетворению национальных требований Туркестанского народа. Можно даже сказать, что это странное явление, когда правительство может сформироваться в таких условиях и прожить 64 дня» (Шокай М. сборник избранных произведений.  Том II. Алматы; 2007 год, С. 274). После того, как «Туркестанская автономия», созданная в городе Кокан, была объявлена большевиками «незаконным» правительством, он издал постановление об аресте «ее лидеров». За голову Мустафы Шокая, ставшего главой автономии, была присуждена премия в размере 1000 рублей. После свержения автономии часть его лидеров была арестована,часть разошлась. Мустафа Шокай недолго пробыл среди партизан. Затем, прибыв в Ташкент под тайным именем, он не останавливался там и покинул Ташкент 1 мая 1918 года со своей женой Марией Яковлевной. Туркестанская автономия, у которой не было армии, защищающей себя, была свергнута 13 февраля 1918 года, после 64 дней своего существования, неспособной противостоять разрушительной силе большевиков. Сторонники автономии вели партизанскую борьбу в Ферганской низменности более 10 лет, не прекращая борьбы. В советской историографии их называли "басмачами«, изображали как» грабителей«,» разбойников". Это были не «басмачи», как пропагандировали большевики, а партизаны, героически сражавшиеся с врагом неравной силы за освобождение своей страны, своей земли. Здесь вспоминается поговорка выдающегося просветителя Улама Абдрауфа Фитрата:» свобода не дается, ее берут". Мы решили завершить свое выступление следующим комментарием ученого-историка Мамбета Койгельды о Туркестанской автономии, которую Мустафа Шокай коксеген сказал: "мәнінде на самом деле, объявленная в Коканде Туркестанская автономия и Временное правительство Туркестана-это общий краевой вопрос, который воплотился в качестве альтернативы новой власти в Ташкенте, которая застряла в рамках старого имперского понимания в признании права местного населения на самоуправление политическая структура " (человек-легенда: Мустафа Шокай (1890-1941). №7 (19), апрель 2011 г., стр. 16-18.). Стоит упомянуть Мустафу Шокая, известного во всем мире общественного деятеля, политика, который встал на путь истины, не участвуя в агонии и насмешках судьбы за свободу, не имея друга, кроме справедливости, не имея другого пути, кроме честности, деятельность, горе, страдания, цель и интересы Мустафы Шокая в создании единого Туркестанского государства когда-то под замком была тайна. Героическая деятельность М. Шокая в контексте сохранения единства родства и создания Туркестанской автономии была продемонстрирована советскими идеологами в характере враждебных действий [1]. Брат Мустафы Нуртаза и родственник Мырзеке Калымбетулы были расстреляны за ханскую причастность к» врагу народа " [2]. Остальные были репрессированы. А в отставке по госзаказу сотрудник КНБ Ж. Шакибаев написал книгу» крах Большого Туркестана " и попытался опровергнуть работу М. Шокая перед обществом. А вина Мустафы заключалась в безграничной любви к своей нации. Вина-преданность Атамекену, материнскому молоку. М. Шокай не отступал от этого направления, пока не умер. Есть ли кто-то более мудрый, чем время, и казахская интеллигенция пришла на ноги в тот день, когда наступил исторический срок суверенитета страны. Смысл и смысл всей жизни М. Шокая, его мечты вновь обрели успех в этой стране суверенного, бессмертного духа. Время настигает, нет ничего хуже жизни. И материя, и земля, и небо, и имя человека устаревают. Но с каждым годом имя Мустафы становится все ярче и ярче, как маяк, зажженный в недрах тьмы. Для многих из нас удивительно, что Мустафа родился 7 января 1886 года в селе, как Сулутобе, в кирпичном казахском доме, и поднялся на высокий постамент политики. С детства войлок получает казахское воспитание [2]. Таким образом, четырнадцатилетний подросток вытирает слезы в глазах бедняги и наводит порядок в деревне Адилет. Начинает осознавать социальное неравенство внутри страны. В заботе Туркестанского народа он вплетает в жизнь одно качество и кесапат. Второй урок, извлеченный из жизни в это время, - это русская властность. Видел глазами социальное неравенство, разногласия между русской нацией и местным населением в Ташкенте. Пробуждению чувства национальности впервые способствовал русский шовинизм. Сначала русские великаны и царь, сознательно выступавшие против колониальной политики России, защищались в форме интеллекта. Қазағының сельского заявление-жалобу пишут, много сопротивления привел к уроку спора вмешательства в гимназии. Сельский мальчик несколько раз ходил перед генералом Самсоновым по социальным вопросам. Все больше и больше он хочет показать российское произвол в глазах Самсонова. Однако душа Самсонова лежала далеко от деревни верности [1]. Как пишут Галым А. Такенов и М. Койгельдиев, «Генерал намерен взять в свой совет послушного, русскоязычного казахского парня». Это один из аспектов проблемы. Второй-даже глубоко. Русские представители очень опытны в деле колонизации и политики, знают тонкие, неуловимые способы выкачивания таланта из представителей местного населения. Тілмаштык был не служением Мустафе, а перспективой талантливого молодого человека. Ведь именно тогда жизнь показала, что языковеды, не вмешиваясь в общественное неравенство, вырождаются денежно-паралитическим путем и лишаются своих человеческих качеств. Поэтому Самсонов хотел закопать глаза в закрученном источнике. Между собой русские чиновники были единодушны в этом вопросе. Генерал Самсонов был чувствительным человеком, он чувствовал какой-то ущерб от будущего Мустафы российским колонистам. Мустафа Шокаевич сказал, что хочет поехать в Петербург и продолжить учебу, - хочу юридический факультет, - и протянул живот. Юридический университет в Петербурге-это учеба, не попадающая в руки русских. Русские колонисты открывают палку сознательному, талантливому казаху, стремящемуся предстать перед неграмотным народом справедливым. "Ты будешь разговорником?"- сказал Самсонов и, наконец, вручил М. Шокаю золотую медаль, принадлежащую ему из гимназии, русскому мальчику по имени Зопрометов. Судья победит, М. Шокай, завоевавший при поддержке честных граждан золотую медаль, сам встретится с барьером, поставленным русским генералом. Следовательно, предубеждение генерала Самсонова, держащего за ручку Ташкента, по отношению к Туркестанским народам нечисто. А генерал-представитель Русского царства. Кроме того, в Туркестане можно было бы в равной степени уловить солнце и тень проводимой Россией политики. Поступление М. Шокая на юридический факультет Петербургского университета-большая степень для того времени. Этому поможет рекомендательное письмо Оренбургского генерала-губернатора Перовского. Все один реакционно настроенный губернатор внутренне учитывал особенности политики. Хотя правящие круги русского государства вели колониальную политику в контексте Туркестана, петербургская интеллигенция вокруг науки умела ценить таланты. М. Шокай окончил университет в 1917 году до Февральской революции. Благодаря своему интеллекту он освоил 7 языков. Среди них были казахский, русский, турецкий, английский, французский, немецкий и польский языки. Как известно, такое достижение расширило культурный кругозор М. Шокая. А из жизненного опыта наибольший вес межнациональной политики он научился в 1914 году, будучи секретарем Мусульманской фракции в Думе. Фракция пришла по предложению депутата Думы Алихана Бокейхана и познакомилась с казахскими интеллектуалами, такими как А. Байтурсынович, Ш. старый. Функция здесь также будет заключаться в защите своих соотечественников от насилия со стороны колонистов. Защита невинных от лжи, защита слабых становятся целью Мустафы. Одно из очевидных злодеяний Русского царства заключалось в том, что переселенные русские насильственно захватывали кочевые казахские пастбища и зимовки. Мустафа довел дело до Сената. Как сказал Бисмарк,» если бы воля вождя не была прямой, не было бы силы, чтобы противостоять колониальной политике русского государства". Народ в это время от русского царя отрывает замшу. позже, в письме Марии, вспоминая детство, он сказал: «железная дорога была немного дальше от нашей деревни. Телеграфные столбики и телеграфные столбики. Взрослые говорили нам, что по этим проводам можно поговорить с городом, где живет русский царь Николай. Все, что мы могли сделать, это опрокинуть столбы с нашими хлыстами и упрекнуть короля», – восхищается тот факт, что интуиция детства впоследствии досталась расу. Окончив университет в 1917 году, некоторые историки «восприняли Февральскую революцию и поняли, что она принесет свободу своей стране. Он был членом партии эсеров", - пишет Мустафа Шокай. О том, был ли он членом партии эсеров, еще предстоит узнать по архивным данным. Но политика царской России по отношению к малочисленным народам была категорически против М. Шокая. В статье историков-ученых М. Койгельдиева и А. Нусупхана «М. Шокай и Туркестан»: «в 1916 году, когда национально-освободительное движение в Туркестане было жестоко подавлено, демократические группы сформировали антиправительственную оппозицию.  Вместе с депутатом эсером А. Ф. Керенским и руководителем фракции К. М. Тевкеловым для подготовки официального доклада по данному вопросу будет также секретарь мусульманской фракции М. Шокай». Это единственный способ М. Шокая заступиться за свою нацию-разобраться в различных партиях, Временном правительстве и советах эсеровских рабочих солдат.Все это было сделано с целью создания Туркестанской автономии, которая сама решит свою судьбу в Средней Азии. Хотя основатели называли Туркестанскую автономию, в которой полностью участвовали Сырдарья, Фергана, Самарканд уалияты, конечной целью идеи М. Шокая была новая структура, которую русские большевики дискриминировали и называли «Кокандской автономией». М. Шокай поставил перед собой цель-стать отдельным государством, будущее которого определит его судьбу. С этой целью ловко хотел воспользоваться недолгой властью Временного правительства. Но ни одному русскому демократу не поверили, что» мы даем нации шанс на самоуправление". » Они, несомненно, придут к власти", - объяснял он между словами. Поэтому надо было проводить всесторонне продуманную политику, не впадая в лихорадку, поверхностность, спешку. Чтобы «демократические» правители России не натягивали живот, М. Шокай доказывает, что он не отрицает» тот факт, что нации правят собой", единство с Россией в пограничной, финансовой и внешней политике. Не сомневался ли М. Шокай в перспективах» Кокандской автономии", но надеется на исторические экстремальные события, которые невозможно сделать из рук человека. Надежда ведет человека, Надежда также ведет к катастрофе. Все это привело к тому, что национализм во главе с Мустафой был обезглавлен гражданами. М. Шокай хорошо знал, на каком уровне общественной активности, грамотности, сплоченности, племенной классификации среди населения Туркестана. В новой автономии судебная система была немедленно оспорена присяжными, или «руля руля заберет белен», когда они предложили осуществить ее путем шариата. Мустафа хорошо знал психологическую традиционность народа тюркского происхождения. Поэтому предложил создать общегосударственный суд. Есть много причин для краха Кокандской автономии в январе 1918 года. Не получил широкой поддержки со стороны местного населения. Нет надежной связи с Временным правительством. Внутри страны развернулось разнообразное общественное движение. Главное, чтобы правительство трудящихся-солдатских депутатов, начавшееся в Петербурге и развернувшееся в Ташкенте, приняло Кокандскую автономию как одну из опасных зон в Туркестанском регионе. Наконец, Кокандская автономия подверглась резне. В результате в стране развернулось руководящее движение. М. В одной из статей о тех днях Шокай писал:"...Я сожалею, что во время борьбы Кокандского национального правительства против большевиков, то есть в феврале 1918 года, год назад, в Акмешине, в мае 1917 года, русские рабочие солдаты погибли в руках». В объеме статьи невозможно передать всю деятельность М. Шокая, ставшую знаковым следом за страницей истории.Образ жизни общественного деятеля, переросший в 1918 году из Грузии в Турцию в Париж и Берлин, является нравственным для сегодняшних поколений. Насилие, которое М. Шокай причинил идеологам комунистического общества во всем Туркестане, гибель, которую он дал на простом поле, были трагедией, трагедией его жизни. Надежды на русских демократов также резко прекратились. Даже когда от уверенного Султанбека Кожанова дошло известие о том, что члены» Кокандской автономии " будут помилованы советским правительством, он не вернулся в страну, зная политику лицемерия для руководителей компартии. В Грузии» Вольный Горец«,» Борьба«,» на рубеже«, Стамбуле» новый Туркестан «впоследствии через газеты и журналы»Жас Туркестан " всю свою жизнь провел в борьбе за освобождение. В 1920 году в Варшаве была создана организация «Прометей», национальная интеллигенция, подвергшаяся преследованиям Советского Союза против сталинского режима. А Институт востоковедения в Варшаве в 1929 году организовал научно-теоретическую конференцию» о внутренней и внешней политике Советского Союза". В своей статье 1937 года» социализм Сталина – это политическая система, обеспечивающая грабежи " он проводит экономический анализ политики Советского правительства в отношении грабежей своего народа. Таким образом, М. Шокай становится главным врагом Советского правительства за рубежом. Образование-глубокое, платное, казахский ребенок написал десятки статей о единстве турецкого народа и влиянии коммунистического общества на население. Данные статьи состояли из анализа и взвешивания. В 1936 году