Кем был Хайретдин Болганбаев, репрессированный, участвовавший в создании Туркестанской автономии?
Кем был Хайретдин Болганбаев, репрессированный, участвовавший в создании Туркестанской автономии?
Нашему благородному гражданину Хайретдину Абдрахмановичу Болганбаеву в этом году исполняется 129 лет, сообщает коррепондент портала newsroom.kz.
Его судьба-трудная, но завораживающая. Его жизнь наполнена горькими мечтами, но для человека это достойная жизнь. Мы только начали встречаться с ним. Когда мы погружаемся в бурную жизнь и наследие нашего земляка, деятеля Алаша, педагог-просветителя, ученого, поэта, пылкого публициста, его могущественная личность становится все выше и выше.
Краткие сведения о пройденном пути деятеля
Хайретдин (иногда пишется Кайретдин) Абдрахманович Болганбаев родился в 1893 году (по некоторым данным в 1894 году) в селе Жосалы Коргалжынского региона Акмолинской области. Он рано повзрослел как человек, так и как общественный и политический деятель, и его имя стало нарицательным, когда ему исполнилось двадцать лет.
В 1917-1918 годах вместе с М. Шокаем, С. Кожановым участвовал в издании газеты «Бірлік туы».
В 1918-1919 гг. обучался на педагогических курсах в г. Ташкенте, в 1919-1921 гг. работал преподавателем в г. Ташкенте, Оренбурге. В 1921 году.По поручению Букейханова и А. Байтурсынова басмачское движение в Бухаре встретилось с Заки Уалиди прудом, который курировал вместе с Энвер-пашой. В 1922-1923 гг.-в Акмолинске, в 1924-1927 гг.-заместитель заведующего отделом народного образования в Петропавловске (Кызылжар). В 1928 году решением ОГПУ осужден на 5 лет как "враг народа" и сослан в Западную Сибирь. В 1934 году по возвращении из конвоя приехал в Алма-Ату. Затем переехал в село Капланбек Сарыагашского района Южно-Казахстанской области и поселился там. Арестован в 1937 году во время политических репрессий и расстрелян в Ташкенте 21 октября того же года. Реабилитирован 26 февраля 1958 г. [1; 367-368].
Более или менее говоря о происхождении и семье Х. Болганбаева, предки Хайретдина из рода Темеш, который является одной из основных ветвей Аргынского племени. Согласно летописям наших предков [2] показано, что клан Темеш происходит от радости. Отец Хайретдина Абдрахман посетил Мекку и по прибытии в страну был назван Абиш Хаджи. Из ветви Тугей 13 дедов из рода Темеш.
Мало что известно о матери Хайретдина, а его супруга — Рахима Акбаровна (1903-1986). Хайретдин и Рахима поцеловали четверых детей. Сегодня еще рано говорить о том, что личность и труд Х. Болганбаева были полностью изучены. В его биографии есть страницы «актандак», которые пока неизвестны широкой публике. Также возникают противоречия в исследованиях некоторых ученых о нем.
Краткие факты о крупных делах Хайретдина перед нацией
«Для того, чтобы быть понятным народу, давайте кратко и наглядно перечислим основные дела, которые совершила перед нацией данная личность» [3; 171-172], — пишет Д. Камзабекович, изучающий наследие Алаша, в статье «Алаш ардақтыс Хайретдин Болганбаев». Он считает, что:
Первый, X. Болганбаев-активный член движения Алаш, продолживший традиции казахской государственности. Об этом мы рассказываем в газете «Қазақ» (1913-1918), газетах «Бірлік туы», «Сарыарка» (1917-1919). А также.В статьях, мемуарах, трудах Букейхана, А. Байтурсынова, М. Дулатулы, М. Шокая X. Болганбаев отмечает заслуги, достоинства.
Второй, X. Болганбаев-деятель международного уровня. Он участвовал в делах, касающихся Туркестанской автономии, объявленных в Коканде по уважительной причине. Такое необычное дело проявляется и в активном участии в борьбе народов Центральной Азии, противостоящих большевизму. Об этом пишет Башкирская интеллигенция, эмигрант Захи Уалиди пруд и эмигрант Мустафа Шокай в своих мемуарах. Первая Туркестанская автономия была общей для турецкого народа.
Третий, X. Болганбаев-один из основоположников национальной журналистики и прессы. Он является постоянным автором газеты "Қазақ". Хайретдин также некоторое время был редактором Туркестанской национальной газеты «флаг единства» и непрерывно издавал это издание. X. был-об этом труде Баева свидетельствуют и сами газеты. Об этом также начали говорить сегодняшние исследовательские работы.
Четвертый, Х. Болганбаев-гражданин, внесший неоценимый вклад и в Национальное просвещение. Он обучал школьников в Кызылжаре, Акмолинске, Ташкенте, организовывал учебно-образовательную сферу, развивал просветительское дело под руководством А. Байтурсынова. Об этом современники говорили на страницах газет и журналов.
Пятый, Х. Болганбаев-сочувствующий родному краю. Он внес большой вклад в дело определения территории Казахстана при советской власти, консультировал специалистов, непосредственно занимающихся этим вопросом. Заслуга Хайретдина в получении Акмолинской области от Сибирского Комитета революции (Омск) и присоединении к Казахстану, определении Коргалжынского района и обучении и раскрытии глаз детей этой местности огромна.
"Конечно, историческое место Х. Болганбаева можно еще систематизировать и отточить, но мы сказали самое главное», — резюмирует д. Камзабекович.
Х. Болганбаев-активный член движения Алаш
Некоторые страницы истории Казахстана первой четверти XX века «актандак» напрямую связаны с партией Алаш и правительством Алашорды. Национал-демократическая интеллигенция-пропагандист национально-освободительных интересов, пробуждающая сознание казахского народа, пропагандирующая антиколониальную борьбу. Поэтому деятели Алаша, которые придавали большое значение воспитанию будущих поколений, жертвовали на пути к независимости, являются примером для поколений.
О актуальных вопросах истории движения Алаш, деятелях Алаш, их идеях и отношении к обществу казахские ученые начали издавать работы только в последние годы. Изучение «белачества» в нашей истории широко доказывается на основе этих выходящих трудов и сборников документов. Как показало одно такое исследование, 3 ноября 1917 года была опубликована» декларация прав народов России". Он предусматривал равенство, свободу народов России, права на самоуправление и даже право на частное деление и создание самостоятельного государства, а также отмену национальных и религиозных ограничений, обеспечение свободного развития малочисленных народов и этнических групп. В таком случае между казахской интеллигенцией встал вопрос о государственности нации. На II Общеказахском съезде, который рассмотрел этот вопрос, был сделан смелый шаг, направленный на объединение всей казахской земли, ее народа под знаменем единого государства.
Х. Болганбаев, который приложил все усилия, чтобы способствовать независимости нации как в деле, так и в словах «съезд Коканда һәм қазақ-киргиз» [4; 74-77], «алашская автономия» [4; 77-82], «Тұлы бойларының қының Сасы» [4; 82-84], «Елдің жағдайы» [4; 84-87] В изданиях» день одного года перемен «[4; 87-91],» Ташкент 18 (5 - й) апрель «[4; 92-95],» Феуралское изменение «[4; 95-97],» Советское правительство и Солнце (II) " [4; 98-100] социальных проблем [5]. Особенно в его произведении " автономия Алаша«:"...Для того, чтобы Алаш пережил Великую разруху, великую разруху, происходящую внутри Русии, для того, чтобы второй, Алаш, стал окончательной страной и, среди прочего, достиг интересного существования, было крайне необходимо, чтобы принятые там постановления были реализованы без промедления. Поэтому для того, чтобы общий съезд был взят под контроль их реализации, пятнадцатилетний совет одной нации избрал бразды правления всеми основными делами Алаша и назвал его «Алаш Орда», потому что он был верховным правительством Алашской автономии...
Алаш Орда-охранник, живущий во главе дел нации. Он является великим лидером национальных служб и руководит дедушкиными делами народа..."[4; 78], — звучали как величественные, так и величественные во времена независимости ташкентские толки, самогонные откаты.
В период Алашорды большая часть национально-освободительного движения охватывала юг страны. Когда во главе партии Алаш наступило какое-то черное облако, Хайретдин Абдрахманович вместе с Мустафой Шокаем, башкирским Захи Уалиди прудом активно приступил к созданию общей Туркестанской автономии для тюркского джамаата ИСИ. IV крайний съезд туркестанских мусульман, проходивший в Коканде 26-27 ноября 1917 года, провозгласил постановление о создании Туркестанской автономии.
1 декабря 1917 года Туркестанское автономное правительство обратилось к народу края. В обращении Туркестан заявил, что станет автономной частью Российской Федеративной Демократической Республики. Поскольку место проведения съезда и административный центр автономии расположены в городе Коканд, его также называли автономией Коканд [6].
Создание Кокандской автономии М. Шокаем, М. Тынышбаевым, Х. Болганбаевым выразилось в том, что в каком регионе, в какое бы время не возникали общие интересы Алашского ребенка: Азимхан Кенесарин, Серкул Алдабергенов, Есет Акжолов, Санжар Асфендияров, Султанбек Кожанов, Коныркожа Кожыков, Назир Торекулов, Алдабек Мангельдин, Сагдат Шагмарданов и другие - я не знаю, - сказал я. - я не знаю, что это такое. Также политическая, человеческая сплоченность деятелей Алаша во главе с Алиханом Бокейханом, деятелей Туркестана во главе с Мустафой Шокаем доказала, что они могут совместно бороться за свободу. Это можно наглядно объяснить их взаимоотношениями, направленностью и содержанием газеты «Қазақ», в начале которой стояли А. Байтурсынов и М. Дулатов, газеты «Бірлік туы», издателями которой были М. Шокай и Х. Болганбаев, газеты «Сарыарка», изданной Халелом Габбасовым, имамом Алимбековым и Райымжаном Марсековым.
Этот Алашординский период движения Алаш, наряду с тем, что казахская страна может быть государством, а главное — у нашего народа есть большая духовная энергия, который может бороться за свое достоинство, он очень заинтересован в коллективизации страны, ценит свободу, ценит равенство.
К сожалению, в феврале 1918 года Туркестано-Кокандская автономия была свергнута большевистскими военными силами. Стало ясно, что советская власть приносит пояс. Об этом говорит статья Хайретдина «люди воняют кровью». В этой работе он резюмирует свержение большевиками Туркестано-Кокандской автономии, Разбой, совершенный ими: «из 31 гинуара в 10 февральских дней не сошел с ума Туркестанский народ. В те дни человек-зверь открыто показывал свое лицо Туркестанскому народу.
Эти дни-дни в истории Туркестана, которые пишутся кровью, а не чернилами.
Когда вы слышите ужасы, которые хищники в форме человека совершали в те дни на улицах Кана, ваше тело ужасается, а кровь замерзает. Дни, когда человек, взметнувший багаж и потерявший милость, с вздувшимся ртом и покрасневшими глазами, стар, молод, стар, как бешеный волкодав на улицах кабана-зверя — это дни.
Те дни, когда группа одним пулеметным огнем уничтожила не только войска правительства, но и пироги, сколько тысяч обалденных, мирных людей.
Дни, когда кровь неисчислимого мусульманского народа, лишенного греха пыльцы, разбрызгивалась, как вода, и только что вернулась и была растоптана на лапах человеческих хищников растущего цветка свободы, — это дни» [4; 82].
"Теперь я не могу оставаться прежним, видя эту кровь. Эта кровь меня не усыпляет. Я не могу согреться в толстом хлопчатобумажном одеяле, когда перед глазами стоит эта кровь. Душит... входит в мой цвет " [4; 84]. Это также крик души, цитируемый в этом произведении деятеля.
Отсутствие возможности совместной работы алашской интеллигенции изменило тип их деятельности в интересах нации. Но самые стойкие, стойкие деятели и писатели Алаша не разорвали своих отношений в области духовности. Деятельность Алихана Бокейхана в Москве, движения группы во главе с Ахметом Байтурсыновичем в Ташкенте показали, что они вместе с нацией, когда и при каких обстоятельствах.
Х. Болганбаев осенью 1921 года уехал в Акмолу, а через два года перешел в Кызылжар. В течение пяти лет работал заместителем заведующего областным учебным отделом.
Большевики, однако, сочли опасным, что Хайретдин останется внутри страны. Заботясь о том, чтобы уничтожить его глаза. Куда бы он ни пошел, Служба госбезопасности не осталась в стороне.
Х. Болганбаев был деятелем международного уровня
Хайретдин Болганбаев-человек, общий для тюркоязычных народов. Обращая внимание на описание профессора Дихана Камзабековича, следует помнить, что «Хайретдин-международная и политическая фигура. В период поисков X. Болганбаев, Д. Адилов, М. Ауэзов и другие вместе с басмачами из Бухары-Самарканда также вели переговоры о будущем казахов. Сейчас мы начали писать, что басмачи были не баскесерами, а борцами за освобождение своего края. Политическая грамотность, настойчивость X. Болганбаева в этом направлении были особенно отмечены в «воспоминаниях» З. У. пруда (Москва, 1997)» [3; 174].
По словам историка Дархана Кыдырали, «в работе Заки Уалиди под названием» ближайшая история Туркестана, турецкой страны сегодня " имя Х. Болганбаева упоминается в двух местах. В одном из них имя Хайретдина Болганбаева вместе с Алиханом Бокейхановым и Миржакипом Дулатовым было названо активным автором газеты «Қазақ» (данный труд, стр. 500), а в другом-Мустафой Шокаем и Султанбеком Кожановым в числе издателей газеты «Бірлік туы» (данный труд, стр. 506). И вот через эти строки, рожденные из пера 3акки Уалиди, мы видим, что Хайретдин Болганбаев, пришив голову к байге за независимость Туркестана, взял перо и оружие бок о бок и без жалости вступил в борьбу. Надо сказать, что он ездил в Оренбурге, а теперь и в Ташкенте, да еще и в Коканде " [7].
Так, известно, что при великом Магжане акыне Хайретдине Болганбаеве, получившем оценку "ни одного равных, ни одного", начинал, строил немало крестьян, делающих нацию нацией. Мы с радостью можем сказать, что сегодня он вернулся в наше окружение со своим Святым Духом, Святым Словом, благородными действиями.
Х. Болганбаев-один из основателей национальной журналистики и прессы
Абиш Хаджи (Абдрахман) хотел, чтобы его единственный сын был разбит, его грудь проснулась. Хайретдин тоже с детства учился в медресе, школу окончил с энтузиазмом. Благодаря такой решительности, он впоследствии стал ярым публицистом, журналистом. Особенно остро и смело писал о состоянии страны, казахской жизни, ее политическом устройстве, последствиях колониального гнета, жертвах царской карательной политики.
Известно, что первым казахским общественно-политическим и литературным журналом является «Айкап». Орган прогрессивной национальной интеллигенции с января 1911 года по сентябрь 1915 года в Троицке выходил сначала один раз в месяц, а затем два раза в месяц. Всего было опубликовано 88 номеров.
Через два года после» айкаптана «вышла газета» Қазақ". Статьи молодого Хайретдина стали появляться в газете» Қазақ " с 1913 года. Алашского поэта Магжана Жумабаева:
Мальчик, сегодня черный, старый тай.
Не было ни одной ничьей, ни одной ничьей, —
знаменитая эпиграмма [8] посвящен этому Хайретдину. Бортан, Бортан бала, Каритай, Каиркен, Хайралдин Болганбаев на странице» Қазақ " — все это были псевдонимы одного автора — Хайретдина Болганбаева.
Из протокола следствия НКВД следует, что Хайретдин участвовал в издании газеты «Знамя единства» в Ташкенте в 1917-1918 годах [9; 187]. Эта газета-одно из первых казахских изданий. Основатель и первый редактор-М. Шокай. В выпуске газеты приняли участие Х. Болганбаев и С. Кожанов.
Газета освещала общественно-политическую ситуацию, сложившуюся после Февральской революции 1917 года, а также социально-экономическую ситуацию внутри страны, призывая страну к единству и став предвестником освободительной борьбы. Помимо казахов, газета получила широкое распространение среди кыргызских, узбекских, татарских и других тюркских народов. В августе 1917 года казахско-киргизский съезд Туркестанского края по вопросу о печати принял постановление «пусть все казахско-киргизское общее Знамя единства «[1; 505].
В апреле 1918 года, когда «флаг единства» был закрыт из-за давления со стороны Советского правительства, Х. Болганбаев и С. Кожанов перешли на педагогическую службу.
17 декабря 1919 года в Оренбурге газета «Искра» вышла в двухстраничном формате. Позже название было изменено на» Знамя Труда «(1920),» Енбекшиль қазақ «(1921-1925),» Енбекши қазақ «(1925-1932),» Социалды Қазақстан «(1932-1937),» социалистический Казахстан «(1937-1991),» Егемен Қазақстан " (1991-1993). С 1993 года издается под названием» Егемен Қазақстан". Газета была издана в Кызылорде после Оренбурга. Издается в Алматы с 1929 года. С 1932 года выходит 5 (иногда 6) раз в неделю [10].
» Искра «(»суверенный Казахстан"), как ведущее издание, своевременно откликнулась на все исторические периоды и события, которые пережила наша страна. Когда вышла новая газета под названием» Искра", солдат с нетерпением отправился из Ташкента в Оренбург. Данные о том, что Хайретдин был членом редакционной коллегии «искры», содержатся в документах 921-го фонда Государственного архива [9;186].
Весной–летом 1920 года газета «искры» под редакцией пылкого поэта Бернияза Кулеева стала одним из самых авторитетных периодических изданий Казахстана под названием «Егемен Қазақстан». На наш взгляд, всегда стоит помнить о Х. Болганбаеве, работавшем в период зарождения газеты «Егемен Қазақстан», о человеке, который всю свою жизнь прожил рядом с хорошими людьми, в начале печати. Потому что, хотя в последнее время судьба Арыси была тщательно изучена, Х. Болганбаев остается в калтарысе.
Х. Болганбаев-человек, внесший большой вклад в дело национального просвещения
Алашская интеллигенция, пришедшая на сцену истории в начале ХХ века, знала, что путь к выводу казахского народа из общественного кризиса — это наука и просвещение. В частности, после разгрома большевиками правительства Алашорды казахи начали обучение новыми темпами. В 20-е годы с этой целью работала казахская пресса. В газетах и журналах публиковались острые, горькие статьи казахской интеллигенции, которые пытались пробудить умы народа. Как известно, к примеру, уникальный человек из алашской интеллигенции во главе с духовным лидером казахского народа Алиханом Бокейханом — Хайретдин Болганбаев опубликовал в газетах «Қазақ», «Бірлік туы», «Сарыарка», «Искңғыр», «Ак жол», «Енбекши қазақ» размышления об искусстве чтения, преподавании науки, учебниках.
В целом, в начале XX века алашская интеллигенция мало потела за свою нацию, за будущее своей страны. Потому что в трудностях жизни казахского народа, охваченных ужасом от колониального разворота, в начале XX века было три проблемы, которые заставляли задуматься мужчин-крестьян, благородных сыновей, которые заботились о своем народе. Без окончательного решения этих трех вопросов ясно, что казахский народ не избавится от яда тьмы и невежества. Это были, во-первых, земельные вопросы; во-вторых, учебно-просветительское дело; в-третьих, управление страной. Взяв ручку в руки и начав писать письма в газету, Хайретдин также публично высказал свои мысли по этим трем вопросам [11].
Сколько в мире народов, не имеющих своей исторической родины. Они даже пытаются сказать:» Это моя земля". Слава богу, что казахская нация-счастливый народ. Тем не менее, есть те, кто находится в стране, которая занимает девятое место по площади, пять Франций.
А в свое время алашские вожди вложили душу, чтобы не отдавать свою землю мужику. Алашордисты сформулировали научную концепцию:» в Казахстане нет лишних земельных участков для расселения пришельцев". К сожалению, эта связка усилила ненависть тиранической империи к казахам. Хайретдин Болганбаев, занявший свое место на политической сцене, смело выступил в борьбе за землю и опубликовал замечательную работу «аренда земли» под псевдонимом «Бортан». Причина написания этого произведения-миграция русских крестьян, известных как «карашек» на казахскую землю, в казахскую сахару в этот период зародилась политика земли.
Должен ли Казах оставаться прежним кочевником, или нет, из 15 десятин надо было бы растить землю, сеять, садить, оседать? В своей статье» аренда земли "Хайретдин отметил:" Актюбинский уезд, первая Бертовская волость, 3-я деревня, не имея двух лет оседлости, начала сдавать свои земли в аренду. Не видно, что те семьи, которые раньше плохо привыкли к тому, что арендуют землю на просторах, сегодня сужают землю, а те, кто усыновляет еду, могут оставить старые черты характера», - пишет он. 300 десятин земли были переданы в аренду одному россиянину. Но с тех пор прошло не одно время, ни денег, ни людей, которые знали, где находится мечеть.
Это прошлогоднее дело.
Теперь, в этом году, все эти главы семей и гибкие джентльмены под предлогом мечети сдают в аренду 250 десятин земли без суеты народа. - Я не хочу, чтобы это было так, - сказал он, - я не хочу, чтобы это было так, - я не хочу, чтобы это было так, я не хочу, чтобы это было так, я не хочу, чтобы это было так, я не хочу, чтобы это было так, я не хочу, чтобы это было так, я не хочу, чтобы это было так, я не хочу, чтобы это было так. Но ведь он написал, что если бы один день мог насытиться мясом, он бы забыл о ста годах пользы.
Теперь это дело этого года.
Вот жесты главы нашего села и молодежи, начинающей гибкую страну "[4; 59], — говорит санаторий нации, от которого горела душа.
Гадая издалека и глубоко задумываясь, Хайретдин сетует на то, что местная нация начала видеть в черных шекпенденс жестокое обращение, тепериш, мало-помалу копыта «скакали, как пасутся», что из-за лени, летаргии Птица счастья взорвалась сама: "сегодня мечеть салам, чтобы купить землю нарасхват и завтра содержать ребенка когда мужчина из страны стал пасти скот карачекпена и пошел подметать его улицу, он вошел в мечеть. Что же будет, если этот день не закончится, когда из-за земли не останется ни одного человека, который не знал ни одной другой расы? В этот день наш казак не может с двух сторон возделывать землю, которую он нанял россиянину.
Пусть он все еще стоит, в этом году один конец проданной земли касается села. У народа в этот день есть хоть какая-то чернота. На сегодняшний день все эти малочисленные животные будут пастись на этих преданных землях. А как же теперь, когда козы не пасутся на веревках?
Каждый день на урожай россиянина сбрасывают скот. И вот здесь мы видим веселье денег, полученных в этот день " [4; 59, 60].
-Я не знаю, - сказал Я. - я не знаю, что это такое. Тарланбоз Хайретдин Болганбаев,» Аталы сөзі Атан тулаге тату«, также открыто высказал свое мнение о независимости нации, судьбе земли, леса-ну и написал эту статью: "бедный Казах, захватив свою обширную землю в тесноте, должен был научиться тому же методу сжатия. Ты не знаешь тысячного такого метода. - Я не знаю, как ты себя чувствуешь. Не умеешь торговать, не умеешь торговать, не умеешь торговать, не умеешь торговать, не умеешь торговать, не умеешь строить свой дом, и, наконец, не научишься шить свою одежду, а деньги отдашь ногайскому швею. Короче, все, что нужно, у тебя нет ни одного, все нажали. И, наконец, в баню» [4; 60], — заключает он.
Как говорится, Сарт стал одним кормом для торговца и двумя кормами для Ногайской молды и татарской швеи-увидев жалкого казаха, бедную нацию, которая не может доставить свою еду, почувствовав при этом трудолюбие и лень своего народа, Хайретдин не сказал бы, что это такое?
Педагог-педагог Х. Болганбаев в своей работе» Медресе Хасениде қазақ балаларының «размышляет о том, в какой степени казахские дети стремятся к учебе, что те, кто стремится к чтению и науке, часто являются бедными детьми, у которых есть сухожилия: "среди наших людей, которые в этот день стремятся к науке, часто являются детьми жарлы. Состоятельные, порядочные, богатые дети не могут учиться, если не едины. Как бы ни требовались эти бедняки, они остаются на полпути, не доходя до тех мест, где, по их мнению, песок. Богачи, которые сами не должны заниматься наукой, пока не знают, как их сопровождать…
Если бы мы знали, наши богатые должны были бы гордиться этим. Надо было стесняться разбрасывать все скотины, миры в бесполезные места, расставляя свои лежанки на других. Но вернешься, туман незнания окутывает глаза нашего народа, не раскрывая ни правых, ни левых, ни кривых пененов: конечно, наша публика не всегда погружается в это состояние в сторону незнания. Наверное, те, кто тратит скот на место одновременно. Но это время не ждет нас. Не встает ли Солнце после того, как время истекло, чтобы спящие проснулись? В этот день нужно знать, как и в настоящее время " [4; 47, 48].
По весомому мнению ветерана: "нашарл надо знать, что в наши дни наш народ становится все хуже и хуже. Если пойдут с этим лицом, пусть один Бог Сам знает, куда они, наконец, пойдут! Вот самая большая причина, по которой мы впадаем в это состояние, — это наше невежество. Теперь надо лечить эту народную болезнь, сбиваться с пути. Нужны мужчины, которые сохранят народность и откроют сон " [4; 49, 50]. Таким образом, глубоких познаний, высокой культуры Х. Создание ардан болганбаева, лев мечтает рождения и мужчин.
В каждом произведении Хайретдин Абдрахманович, сотворивший пламя и огонь, высказывал самые разные мнения. Об истинности этого слова свидетельствует его рассказ «выборы», написанный с целью устранения беспорядков в управлении страной, волостных выборах, сельских выборах.
В России появилась новая форма выборов. После уничтожения ханства султан, волыс, ауылнай выборы сделали казахскую пчелу более трудной. Страна была разделена на раскол, клан, партию. Там, где были выборы, происходили разговоры, разговоры. Сон страны был нарушен. Сбежала сплоченность, организация народа.
Увидев вид проигравшей на выборах стороны, мысленную игру,то страх Хайретдина улетает. Вот почему на этих выборах думают, что есть что-то еще, кроме вреда, от интеллигенция нации. В этой игре он резюмирует: "Альден-это две стороны, обращенные друг к другу глазами, заикающиеся слова, выражающие холодность лица. Как бы я ни говорил, что я не имею в виду ту сторону, в которой не было челюсти, она кусается словами и прикалывается языком. Все это не легкая законченная рана. Если те, кто пропустил этот день, еще раз оставят это бесплатно. Нет ничего, что можно было бы сказать невежественному чернокожему народу, у которого не было бы чувствительного сознания, чтобы увидеть такой огромный ущерб, нанесенный партийцу. Но в этих деревнях немало ребят, которые учили их по-русски, мусульмански, более зверски, чем мы. Вот и все, что нужно было сделать, чтобы избавить людей от такого благоденствия. Несмотря на то, что эта болезнь, давно укоренившаяся в казахской крови, не исчезла навсегда, не стоит ли каждому открытому казахскому ребенку бороться с такой дурной привычкой в стране?» [4; 55].
Ужас, как партийность внутри страны-когда видишь чудовищ: "да, Аллах! Начни свой заблудший Алаш прямо в дорогу!.."[4; 56] — он поклоняется вышеописанному чуду.
Таким образом, ключевые мысли х. Болганбаева, проистекающие из созерцательности, милосердия и вина, благородные дела на пути к взрослению, процветанию страны, просветительская деятельность-это особое явление в истории духовности нации, другой мир.
Х. Болганбаев был сторонником родного края
Торгайская земля гордится Ахметом Байтурсыновым, Миржакипом Дулатовым, Жезказганская земля — Сакеном Сейфуллиным, Кызылординская земля — Мустафой Шокаем, талдыкорганская земля - Мухамеджаном тихим-паевым. А Хайретдин Болганбаев, который был ребенком всей нации, - гордость Коргалжынской земли.
Коргалжынский район-административная часть нынешней Акмолинской области. Основана в 1928 году. Коргалжын-село, районный центр Коргалжынского района Акмолинской области. Областной центр находится в 315 км к югу от города Кокшетау. Основан в 1923 году [12].
Когда возник вопрос, на каком месте должен быть построен вновь открывшийся Коргалжынский район, рядом с ним был Хайретдин Абдрахманович, который, сопровождая представителей из столицы, обозначил территорию нынешнего района, первым колышком которого был нанесен удар. Он был инициатором открытия первой школы в Коргалжы, обучения и грамотности детей.
Интересно, что некоторые сельские старейшины говорили: "Карагым-ау, если бы здесь располагался район, то поле нашего скота было бы сужено,что это такое, А что нет?"- сказал он. Тогда Хайретдин сказал: "Ах, мои братья-ай, почему я не открываю тебе душу, Я голоден. Я ведь думал о тебе, когда бегал за новым районом. Это время непостоянно. Что впереди завтра? Если будет голод, беда, не убьешь всех? А если район будет рядом, то будут организованы магазины, каператы. Впереди-в аренде, в том, что у тебя есть, и ты получаешь еду, одежду, целуешься и не загораешь? На районной земле открывается школа, где молодое поколение учится, учится, учится и хорошо общается. Если вы заболеете, больница тоже будет готова, есть юридические места. Например, прокурор, суд, органы милиции — это одна из ваших подопечных» [13].
В настоящее время 26 населенных пунктов на территории района объединены в 8 сельских административных округов. Район расположен в Тенгиз-Коргалжынской впадине. С 1957 года Совхозный центр по производству зерна, так как почвы бурые, темно-коричневые, долина Нуры черноземная. На территории района государственная
Организован "Коргалжынский заповедник".
Узел
В заключение отметим, что признание и признание уникальной личности Хайретдина Болганбаева, который самоотверженно трудился и даже жертвовал своей жизнью на пути развития, процветания нации, является критикой нашей страны как для наших современников, так и для наших потомков. Тоталитарная система дважды подавляла его. В последнем злом уничтожил глаза.
Коргалжынский поэт Мукан Сагымбекович своими стихами [14] будет выглядеть так, как будто он извинился перед нашим благородным гражданином, погибшим от имени всех нас и отдавшим свою жизнь благородным целям, идеалам и интересам своего народа:
Жаңарған Қорғалжыным жылдан жылға,
Ардақты өнеге ұл мен қызда.
Сені емген, сенде туған, сенде өскен
Хайретдин Əбішұлы — асыл тұлға.
Хайретдин ерке ұлың думан құрған,
Жазушы толқынында аты тұрған.
Қаламгер əрі ақын, журналист,
Халық үшін өмірін де етті кұрбан.
«Жосалы» туған жерін мақтан көрген
Жыр толғап жүрегінен тебіренген
Салғызған тұңғыш рет қызыл үйлер,
Күлімдеп күн астынан көтерілген.
Талпынған табиғатты өзгертем деп
Жан болып кетпейін деп өмірден тек.
Білімін қараңғы елге шырақ еткен,
Ұрпағым қалмасын деп өнер шеттен.
Өтті ғой, Хайретдиндей ақын ұлдар,
Қорғалжын құтын еміп, өскен бұлар,
Тағынып жырдан қанат, сөзден семсер,
Халқының жаршысы боп талай жылдар.
Қырандай желге қарсы қаңтарда ұшқан,
Қиялы келешектің нұрын құшқан.
Жетем деп атар таңның сəулесіне,
Қараңғы надандықты көрген дұшпан.
Сондықтан соны жерден салды соқпақ,
Əр сөзі адамдықтық арын жоқтап.
Тірліктің бар қасиеті өнер, білім,
Қалғанша көз жұмылып, көңіл тоқтап.
Жазықсыз қуғын-сүргін көрген кісі,
Елімнің тарихында ерлік ісі.
Рахима — Хайретдиннің сүйген жары
Өсірген екі ұл, бір қыз тəрбиесі.
Рахима Əкпарқызы бала өсірген,
Өмірден өшпейтұғын ер есіммен.
Көрсе де қуғын-сүргін неше атасын,
Ажалды тұншықтырды кеудесімен.
Қойныңнан шықты асылдар ауыл сенің,
Ой салып толғандырған, өрендерің.
Хайретдин жазықсыз боп атылса да,
Өзіңді ұмытпайды туған елің.
Хайретдин жарына айтты: «Кетпе елден,
Айдалып кетіп барам бөтен жерден.
Ұмытпай айта жүрсін кейінгі ұрпақ,
Жүрейін көзімді алмай туған жерден.
Қоржынкөл, Жосалы көл,
Жасыл көлім, Қаратомар, Атақозы, Нұрбай жерім.
Əліптомар, Əліп қоңырданы ағайындар
Құйылған толқынына жасым менің.
Жатайын сылдырыңды тыңдап қана
Жолыңа құрбан болған басым менің».
Гүлденер дала селдеп нөсерменен,
Кілемдей жасыл жерге нұр төселген.
Жаңғырып тау іші де жауап береді,
Армысың арда аяулы аға десем.
Өлмейтін жан жоқ екен бұл жалғанда,
Қол созар сағым сынды бір арманға.
Ұрпақтар аттарынан тағзым етем,
Шоқтығы биік тұрған ұлы адамға...
Хайретдин Əбдірахманұлы Болғанбаевтың еліміздің тəуелсіздігін ту етіп, XX ғасырда Қазақ елін өз алдына дербес те егемен мемлекет ретінде көргісі келген ізгі ниеті тек XX ғасырдың соңында ғана жүзеге асты.
Список литературы:
- Национальная энциклопедия. — Т. 2 / Главный редактор А.Нысанбаев. — Алматы: Главное издание «Национальной энциклопедии», 1999. — 720 с.
- Отсортируйте генеалогическое древо «Темеш». — Астана: Сарыарка, 2009. - с. 22,
- Камзабекула Д. Выдающийся представитель Алаша Хайретдин Болганбаев / Н.Болганбаев Работает. Назидания. — Астана: Издательский дом "ПарасАТ Алеми", 2005. — С. 171-176.
- Болганбаев Х. Назидания. — Астана: Изд-во "ПарасАТ Алеми". дом, 2005. — 256 с.
- Негимов С. Хайретдин Болганбаев — человек, получивший официальное благодарственное послание от Мустафы Чокая, похвалу от Магжана Жумабаева // Жулдыз. — 2006. — № 9. — С. 180-182.
- Кан Г.В., Шаяхметов Н.У. История Казахстана: Учебн