Правда о репрессированных деятелях Туркестанской области

Правда о репрессированных деятелях Туркестанской области

ашық дереккөзі

В последнее время на страницах прессы появилось несколько сообщений, которые поразили публику. В связи с проблемой, поднятой газетой «Жас Алаш», специальная экспедиция в поисках останков Магжана Жумабаева отправилась в Магадан. (Кто-то пытался найти в том же регионе Сакена Сейфуллина в 90-х годах прошлого века). Известный специалист в области народного кино Ракишев рассказал, что нашел в Москве место захоронения наших известных деятелей Турара Рыскулова, Султанбека Кожанова, Назира Торекулова после расстрела, сообщает коррепондент портала newsroom.kz. В связи с этим, историко-просветительское общество Казахстана «Әділет» сочло необходимым еще раз привлечь внимание общественности к тем вещам, в которых оно занимается. Инициатива по созданию историко-просветительского общества» Әділет «зародилась в годы реконструкции по образцу движения» Мемориал " в Москве. В 1988 году был создан подготовительный комитет. В ходе работы комитета инициаторы связали общий идеал тоталитарной власти с целью разоблачения преступлений, совершенных против своего народа, раскрытия реалий голода, политических репрессий. Затем, весной 1989 года, республиканское добровольческое общество под руководством известного государственного и общественного деятеля Санжара Жандосова самостоятельно подняло Шанырак. Вскоре, в связи с разумными требованиями» Адилета«, Комитетом Государственной Безопасности СССР был выдан первый список казахстанцев, расстрелянных в годы» Большого террора «(обратите внимание: первый экземпляр списка был направлен» Адилету", второй экземпляр-в Комитет государственной безопасности Казахской Республики! Это было явным проявлением того, что авторитет историко-просветительского общества «Әділет», воплотившего в жизнь демократическую ситуацию, вырос и признал правящую систему). Вскоре между» Адилетом " и республиканским КГБ установилась хорошая связь. Сотрудники КГБ помогли определить, где были похоронены расстрелянные граждане в Алматы на подвале НКВД, даже нашли одного из жендетов, исполнивших приговор, и сделали возможной встречу с ним «правосудия»; поддержали идею издания цепочки» скорбных книг«, поднятых историко-просветительским обществом» Әділет", помогли найти полный список и данные расстрелянных. Кроме того, в годы массовых репрессий «Әділет» официально и торжественно вручила «Әділет» многотомные документы с именами и биографическими данными осужденных на различные сроки по всему Казахстану...после обнаружения некрополя возле села «Жаңалық», который более полувека оставался секретным, в результате обращения " Әділет руководству области дано поручение установить мемориальный памятник на месте нахождения жертв политических репрессий... сегодня " Әділет» полагается на помощь акимата Алматинской области, Занимается превращением территории, на которой возведен памятник» Жаңалық", в мемориальный комплекс. Рукопись книги «траурная книга: кладбище открытий», содержащей данные более 4 тысяч расстрелянных, захороненных в новостях, передана в типографию. Рядом с памятником разработан проект установки памятной стены, на которой будет выгравирован список жертв. В дальнейшем здесь будут располагаться парк, музей, малая архитектурная скульптура-памятники… Магжан Жумабаев вместе с другими уважаемыми сыновьями нашего народа (государственными и общественными деятелями, поэтами и писателями, артистами) находится здесь. Расстрелян 19 марта 1938 года… Впервые он был заключен в тюрьму в 1929 году и приговорен к десяти годам в 1931 году. Освободившись из сталинского лагеря летом 1936 года, он отправился в Петропавловск. Затем проходит подготовку на краткосрочном курсе и устраивается на должность школьного учителя. Из него по приглашению Сабита Муканова приезжает в Алматы. Но в Астане, где стартовала поисковая кампания "халық жауын", не будет. К концу 1937 года снова арестован. Согласно анкете заключенного, заполненной в абаках, Магжан в то время жил в доме по улице Лесная, 89 Алматы. На вопрос о своей деятельности: «нет определенной работы», по специальности: «писатель и медфельдшер». Он сказал, что у него нет ничего, кроме домашнего имущества, он учился до 1917 года, он зарабатывал на жизнь доходами своих родителей. Образование высшее, в 1925 году окончил Московский литературно-художественный институт. О политическом пути:» с 1917 по 1923 годы был в партии» Алаш". Дело было: "в 1929 году Коллегия ОГПУ приговорила к 10 годам по пунктам 10-11 статьи 58 Уголовного кодекса". При первом аресте вынесение приговора суда длилось около полутора лет, на этот раз менее чем через полтора месяца после задержания-(он был направлен в компетентное место Туркестанского военного округа, где в 1960 году был взят пересмотр его дела) в отличие от «сверхсекретной справки» – «поэт 1893 года рождения в Бейнеткорском районе Северо – Казахстанской области» 1938 года рождения 11 февраля года НКВД и комиссия прокурора СССР уже осудили (протокол № 377). На копии акта об исполнении приговора: "осуществлено решение Наркомата внутренних дел СССР от 11 февраля 1938 года, протокол № 377, от расстрела Жумабаева Магжана Бекеновича. 19 марта 1938 года». » Әділет « – коллективные члены Международного общества» Мемориал " совместно обсуждают актуальные вопросы и обмениваются данными. В базе данных "Мемориала" имеются две справочные сведения о Магжане, предоставленные Департаментом Комитета национальной безопасности РК по городу Алматы. В одном указывалось, что он был арестован» НКВД КазССР (Наркоматом внутренних дел) 29 ноября 1937 года», в другом-3-м отделом Управления государственной безопасности НКВД КазССР 27 декабря 1937 года". В обоих говорится, что НКВД и комиссия прокурора СССР обвинили его статьями 58-6, 58-11 Уголовного кодекса РСФСР, приговорили 11 февраля 1938 года, приговорили к расстрелу. В первых сведениях говорится, что» из – за отсутствия состава преступления Верховный суд КазССР 4 ноября 1988 года«, во вторых - » из-за отсутствия преступления военный трибунал Туркестанского военного округа 8 июля 1960 года " реабилитирован. Вывод из этого состоит в том, что все истории о том, что Магжана видели в 40-х–50-х годах на каждом Дальнем Востоке (в этом году на странице «Жас Алаш», ранее рассказанной Бауыржаном Момышулы), не соответствуют действительности. Это не оправдание добрых намерений тех, кто озвучивает такие данные, мы их ни в чем не виним. (Мы знали только за годы независимости, что из более чем ста двадцати тысяч человек, подвергшихся политическим репрессиям, была расстреляна четверть, а в советские времена не было никаких сообщений о том, что их расстреливали. Только первая официальная информация о расстреле 19 деятелей была сделана ранней весной 1938 года. После расстрела заключенного в тюрьму Талаи возили с собой одежду, ас-су, приветствия которых администрация тюрьмы сначала принимала, а позже прекратила прием только под предлогом «лишена права переписки и отправлена в другую сторону»). По мнению известного демографа Макаша Татимова, давно занимающегося вопросами политических репрессий, среди репрессированных и отбывающих наказание, возможно, из-за того, что невиновный джапа был раздражен, незнакомцы встречали тех, кто представился как «Магжаным», а также «Сакенменом». Они, как говорят, были живы до Берта, и, несомненно, от него исходили различные иррациональные пятна… Как известно, ряд казахских деятелей расстреляны в Москве. Сегодня в московских тюрьмах выявлены и подтверждены официальными архивными документами пять захоронений с закрытыми лицами жертв. Расстрелянные в 1926-1935 годах в Москве (в их числе – Жусупбек Аймаутов, Динмухамед Адилов, Абдрахман Байдильдин, Ахметсафа Юсупов, принесенные в жертву 21 апреля 1930 года) похоронены на Ваганьковском кладбище. Расстрелянные в столичных тюрьмах с 1934 по 50-е годы были сожжены в московском (Донском) крематории. "Мемориал" считает, что прах кремированных жертв мог быть захоронен на кладбище возле крематория, но документальных свидетельств этому предположению пока не найдено. В 1936-1937 годах на двух специальных территориях под Москвой проводились массовые расстрелы и захоронения: одна – поселок Бутово (25-26 тыс. расстрелянных на Бутовском полигоне), другая – совхоз «Коммунарка», бывшее подсобное хозяйство НКВД (количество лежащих здесь-10-14 тыс.). В 1994 году были установлены памятные знаки на могиле на Ваганьковском кладбище, в 1991, 1994 годах на кладбище московского (Донского) крематория, в 1993 году на территории Бутовского кладбища. В Бутово также воздвигнут памятный крест (крест) и построена церковь. А возле въездных ворот в "зону "Коммунарка" в 1999 году была установлена мемориальная доска. Специальный объект на территории совхоза под названием «Дача наркома» долгое время находился в ведении Службы безопасности и, соответственно, был закрыт для публики. Архив научно-исследовательского и просветительского центра» Мемориал «содержит справку: "Рыскулов Турар Рыскулович родился 14.12.1894 г. В Алматинской (Жамбылской) области; казах; образование высшее; с 09.1917 г. член ОП(б)П, заместитель председателя Совнаркома РСФСР. Жил в Москве. Арестован 21 мая 1937 года. Осужден 8 февраля 1938 года ВС СССР (Военная коллегия Верховного Суда Союза Советских Социалистических Республик – Б. К.). Приговор: ВМН (высшая мера наказания – высшая мера наказания – Б. К.). Расстрелян 10 февраля 1938 года. Место захоронения-Москва, похоронен в "Коммунарке". Оправдан ВС СССР 8 декабря 1956 года"» В связи с этим, в 1995 году от общества» Әділет «» Коммунарка " посетили потомки жертв репрессий Рыскулова Сауле Тураровна и Айтмамбетова Сауле Рахимовна (Сугурова), но этот специальный объект в то время был закрыт для публики, не мог войти и был ограничен возвращением в Бутово рядом с памятником жертвам политических репрессий. Территория» стрелкового полигона «в» Коммунарке " была передана в ведение Русской Православной Церкви только весной 1999 года. Потомки погибших только тогда смогли ступить туда впервые. Те, кто получил специальное разрешение на эту» Коммунарку", как кинорежиссер Еркінин Ракишев, увидят длинный одноэтажный дом – дачу бывшего наркома ягоды. По некоторым данным, это была его загородная резиденция, где он проводил совещания с руководителями секретных служб. А после его заключения, при его преемнике Ежове (в рабочей тетради нового наркома сохранилась записка, кратко сформулированная Сталиным как «дача ягоды – чекистам«), здание служило для выполнения чекистами своих обязанностей во время» Большого террора": прежде чем расстреливать людей, прежде чем выкопать траншею в лесу, вероятно, содержалось здесь… Завезенные на Бутовский полигон, сначала под предлогом санитарной обработки, были заперты в бараке. Перед тем как позвонить им, был оглашен приговор, сверены анкетные данные и фото. Затем каждый жилет приносил свою жертву из барака отдельно и отвозил на обочину траншеи. От него выстрелили в затылок, и труп свалили в траншею. Бывший председатель Западной Алаш-Орды Жаханшах Досмухамедов погиб в подобной ситуации. В расстрельном списке Бутовского полигона указано следующее: "Дос-Мухамедов Джаганша. Родился в 1887 году в селе № 3 Жымпитинского района Западно – Казахстанской области; казах; образование высшее юридическое; не состоит в партии; пенсионер, бывший заместитель председателя Всесоюзного мусульманского комитета, до революции – товарищ прокурора Томского окружного суда (заместитель-Б. К.). Место нахождения: Москва, улица Хавско-Шаболовского Шолака, дом 11, квартира 265. Арестован 1 июня 1938 года. Осужден 16 июля 1938 года тройкой при управлении НКВД по Московской области, является одним из лидеров казахской контрреволюционной националистической организации и обвиняется в тесном контакте с «врагами народа». Расстрелян 3 августа 1938 года. Место захоронения - Московская область, Бутово. Реабилитирован 2 декабря 1957 года"» Алихан Бокейханов и Ныгмет Нурмаков, расстрелянные 27 сентября 1937 года, лежат на Донском кладбище Москвы. А имена Назира Торекулова, приговоренного к расстрелу 9 ноября 1937 года, и Султанбека Кожанова, приговоренного к расстрелу 8 февраля 1938 года, мы не могли не отметить из списка расстрелянных, выявленных до настоящего времени на вышеуказанных кладбищах. Если Еркінин Ракишев в ходе съемок своего документального кино докажет, что они тоже находятся в «Коммунарке», будем только благодарны. Комиссар госбезопасности 1-го ранга С. Ф. Реденс, возглавлявший управление Совнаркома внутренних дел по Московской области с 1934 по 20 января 1938 года и подписавший приказ «расстрелять» жертвоприношения, с особым акцентом приступил к работе карательной машины. В течение двух-трех месяцев были сметаны все сливки Казахского Национального общества… Известно, что и в Алматы, и в Москве казахским гражданам предъявлены иррациональные обвинения в «членах контр-революционной организации, агентах японо-немецкой разведки», «попытках отделить Казахстан от Советской России и сделать японским протекторатом». Также известно, что с помощью грубых следственных действий они «признали» свои «преступления». Но поскольку дела репрессированных до сих пор закрыты для исследователей, невозможно серьезно проанализировать, как абсурдное обвинение поставило всех в одну и ту же ловушку. Когда Большевизм совершил переворот, ни одна политическая организация не поверила его длительному удержанию власти. При этом и казахские деятели, и советское правительство рассматривали другие альтернативные возможности развития, которые не были полностью признаны. Например, с Востока Алихан Бокейханов, с Запада Уалитхан Танашев посетил Омск и провел переговоры с правительством Колчака, после чего вполне вероятно, что они также войдут в японское консульство в Омске и Новосибирске. Известно, что Раимжан Марсеков из Семипалатинской области уехал в Китай, Серали Лапин из Туркестанского края уехал в Германию, а активная эмигрантская жизнь Мустафы Шокаева на Западе продлилась до войны. Советские власти отправили группу туркестанских молодых людей учиться в Германию, за ними последовал Турар Рыскулов… В «цитировании " известных политических обвинений, должно быть, не осталось от внимания советской тайной полиции этих данных, как они это сделали и использовали в обратном искажении? В общем, какова была историческая правда первой четверти прошлого века? Нет сомнений в том, что правду того времени можно раскрыть полностью и всесторонне путем тщательного ознакомления с «уголовными делами» казахских деятелей...по нашему мнению, оправдание жертв политических репрессий-это возвращение утраченных прав невинных лиц, незаконно привлеченных к уголовной ответственности, лишенных свободы, приговоренных к смертной казни, снятие правовых ограничений, наложенных на них, установление их невиновности открытое признание и извинения со стороны государства. Поскольку советская власть, создавшая соляриев, подвергшихся жестокому обращению, сегодня покинула сцену истории, необходимо, чтобы наше независимое государство имело возможность серьезно проанализировать прошлое. Однако, несмотря на то, что первая волна политических репрессий просуществовала уже более восьмидесяти лет, возможности изучения «уголовных дел» лиц, репрессированных при советской власти, в масштабах исторического контекста еще недостаточно. Архивы, которые начали распахивать свои двери под лозунгом демократии, были фактически закрыты нашими властями в 90-х годах прошлого века и законодательно запрещены к ознакомлению с материалами расследования, наступил период пересмотра. Мы надеемся, что высшее руководство, парламент, правительство страны найдут время, чтобы проявить бдительность и правильно решить этот важный для истории вопрос. Ult.kz исходя из источников, поговорим о расстрелянных алашских гражданах. В начале прошлого века Кровавый Меч Красной Империи и зловещий пыл никого не пощадили. По открытым историческим данным, в 1920-1950-е годы по Советскому Союзу политическими репрессиями подверглись около 4 млн. человек. Только в казахских степях депортировано более 1,5 миллона представителей других национальностей. Из них более 600 тысяч были расстреляны или применена другая форма наказания. В частности, в 1937-1938 гг. жендеты красной империи, получившие «волосы и головы», стригли людей с открытыми глазами казахского народа. Только за эти два года из Казахстана было наказано и расстреляно более 25 тысяч человек. По сей день имена многих из этих жертв также неизвестны. А те, кто был в изгнании, сразу бросились уничтожать глаза откровенных граждан. Сегодня 31 мая был установлен как день реабилитации и ежегодной памяти жертв резни, произошедшей 80 лет назад. В этом году исполняется 20 лет со дня выхода Указа Главы государства Н.Назарбаева об установлении этой даты. Конечно, о гражданах, ставших жертвами зла в темные годы, написано много воспоминаний, их высказывания и заявления будущим поколениям сегодня звучат как воспоминания. Одним из них является сборник «благородное слово, сказанное Алашем» известного журналиста Берика Уали. Опираясь на исторические данные из этой книги, мы решили еще раз воспроизвести имена нескольких жертв политических репрессий. Пусть имена граждан, принесенных в жертву за нацию, будут помнить страну, возрождаться в нашей памяти! Алихан Бокейхан (март 1866 г. – 27 сентября 1937 г.) Родился в Актогайском районе Карагандинской области. В 1879-1886 годах учился в школе для казахских детей в Каркаралинске. В 1886-1890 годах учился в Омском техническом училище. 1890-1894 продолжил обучение на экономическом факультете лесного технологического института в Санкт-Петербурге. 1906-в газете "Голос степи", "Омич", " Иртыш» , 1908-работал редактором в газетах» Товарищ«,» Речь«,» Слово". 1909-1917-работал в отделении Донского фермерского банка. 1917-основал и стал председателем партии "Алаш". 1917 – создано правительство «Алашорда» на 25 мест, руководитель-Алихан Бокейхан. 1937-расстрелян по необоснованному приговору Военной коллегии Верховного Суда СССР. 1989-оправдан по постановлению Верховного Суда СССР. Шакарим Кудайбердиулы (1858 – 1931) Родился в Абайском районе Восточно-Казахстанской области. С 5 лет-двоюродный брат Абая Кунанбайулы. 1898-1899-совершает паломничество, чтобы искупить свой мусульманский долг. 1917-шел по пояс движения Алаш. 1919-1937-пишет статьи для изданий» Тан«,» Қазақ тілі". 1930-старший сын жестоко убит в Семипалатинской тюрьме Гафур 1931-застрелен в бою с преследуемыми жендетами 1961-кость, брошенная в колодец, извлечена и похоронена мусульманским обрядом рядом с кладбищем Абая Ахмет Байтурсынулы (1872-1938) Родился в селе Сарытубек Джангельдинского района Костанайской области. 1882-1884-впервые в своем доме получил образование в сельских школах. 1886-1891-обучается в двухклассном русско-казахском училище г. Торгай 1891-1895-образование в Оренбургской учительской школе 1 июня 1895 года-обучает детей в Атырау Актобе, Костнай, Каркаралинск В 1913-1918 гг.-главный редактор общенациональной газеты «Қазақ». 1917-один из самых решительных членов партии "Алаш" и правительства Алашорды 1919-член Военного революционного комитета по управлению казахским краем, вступивший в состав Советского правительства 1937-репрессирован 1938-расстрелян Гумар Карашулы (1875 – 1921) Родился в Жанибекском районе Западно-Казахстанской области. 1902-1910 гг.-село Тленшисай преподает джадитше бала. 1907-начинает публиковать статьи в периодических изданиях на татарском и казахском языках. 1911-1913-участвовал в издании газеты» Қазақстан", в повышении политико-культурного потенциала. 1917-1919-член партии» Алаш " и правительства Алашорды. 1921-Кунаншашпак убит беглыми военными Мухаметжан Тынышбай (1879-1937) Родился в селе Кабанбай Алматинской области. 1900-учился и с отличием окончил верную мужскую гимназию. 1900-1906-обучается в Институте подготовки инженеров дорожного сообщения имени Александра I в Санкт-Петербурге. 1905-1907-активно участвует в общественно-политической жизни Российской империи. 1907-избран депутатом от Семиреченской области во II Государственную Думу России. 1917-член Туркестанского комитета Временного правительства, назначенный комиссаром этого правительства в Семиреченской области 1919-после того, как Всесоюзный исполнительный комитет помиловал бывших алашорданцев, он работает в различных областях. 1930-арестован и сослан в Воронеж. 1937-расстрелян в Ташкентской тюрьме под видом «врага народа» Халел Досмухамедулы (1883 – 1939) Родился в Кызылкогинском районе Атырауской области. 1894-поступил в Уральское военно-реальное училище 1912-окончил Уральское военно-реальное училище 1903-поступил в Императорскую Военно-медицинскую академию Санкт – Петербурга 1909-окончил Военно-медицинскую академию с отличием 1917-избран в Совет нации правительства Алашорды. 1920-избран в члены, а затем председательствовал в специально организованной комиссии по образованию при комисариате народного просвещения Туркестанской республики для удовлетворения учебно-просветительских, культурных и научных потребностей народов Туркестана. 1924-член-корреспондент Центрального краеведческого бюро Российской академии наук 1930-арестован 1932-по решению тройки ОГПУ сослан в Воронеж на 5 лет 1939-приговор военного трибунала к расстрелу Миржакип Дулатулы (1885 -1935) Родился в Джангельдинском районе Костанайской области. 1897-принят в двухклассную русско-Кыргызскую школу в Торгае 1902-1904-работал учителем в Тургайском уезде 1909 - «Проснись! вышла книга" 1917-1919-член партии» Алаш " и правительства Алашорды 1921-возглавил отдел Казахского государственного издательства 1922-1926-преподаватель Казахского института народного просвещения в Оренбурге 1928-арестован 1930-Актау-сослан на работу Балтийского канала 1935-умер на Сосновецкой земле Жанша Досмухамедулы (1886-1938) Родился в Сырымском районе Западно-Казахстанской области 1899-1905-учился в Уральском военном реальном училище 1906-поступил на факультет Московского университета в качестве стипендиата Уральской области 1917-заместитель прокурора Томского судебного округа. 1917-избран заместителем председателя комитета "Шуро-и-Ислам" 1930-арестован 1932-депортирован в Воронеж сроком на 5 лет. 1938 - снова арестован и приговорен к расстрелу Жусупбек Аймаутулы (1890-1930) Родился в Баянаульском районе Павлодарской области. 1911-окончил двухклассную русско-казахскую школу в Кереку 1914-поступил в Семипалатинскую учительскую семинарию 1919-окончил семинарию 1917-1919-вступил в партию Алаш и участвовал в формировании правительства Алашорды 1921-заведующий Семипалатинским губернским учебным отделом, редактор газеты "қазақ тілі" и секретарь бюро журналистов 1924-26-исполнял обязанности начальника отдела в газете "Ак жол" 1926-преподаватель и директор Шымкентского педагогического техникума 1930-расстрелян в Бутырской тюрьме в Москве Мустафа Шокай (1890-1941) Родился в Шиелийском районе Кызылординской области. 1902-1910-учился в Ташкентской гимназии, окончил с золотой медалью. 1914-с отличием окончил Петрогардский университет 1914 - Алихан Бокейхан назначен секретарем мусульманской фракции Государственной Думы IV 1918-избран председателем постоянного исполнительного комитета Туркестанского национального совета 1941-умер при загадочных обстоятельствах в берлинской больнице Елдес Омарулы (1892-1937) Родился в Тарановском районе Костанайской области. 1907-учился в Костанайском 2-х классном русско-казахском училище 1911-окончил Оренбургскую русско-казахскую школу 1920-122-инструктор в комиссариате народного просвещения Оренбурга, преподаватель советской партийной школы 1926 -1929-в политическом изгнании работал преподавателем в Ташкентском педагогическом институте, восточном факультете Среднеазиатского государственного университета 1929-арестован 1930-приговорен к расстрелу и сослан в Архангельск на 10 лет. 1937-расстрел советским правительством Магжан Жумабай (1893-1938) Родился в районе М. Жумабаева Северо-Казахстанской области. 1905-1910-учился в медресе в Кызылжаре 1910-получил образование в» Медресе-Галии", Омской учительской семинарии. 1912-в Казани (Шолпан) издан первый сборник. 1917-принимал активное участие в создании партии» Алаш " и правительства Алашорды. Работал в газете "Знамя свободы". Работал в журнале» Шолпан«,» Сана «и газете» Акжол". 1929-осужден на 10 лет по обвинениям в создании подпольной организации» коллегия". 1936-обретает свободу благодаря вмешательству М. Горького и Е. Пешковой 1937-арестован 1938-расстрелян Султанбек Кожанулы (1894-1937) Родился в Сузакском районе Южно-Казахстанской области В 1913-1917 годах учился в Туркестанской учительской семинарии в Ташкенте 1920-вступил в Коммунистическую партию 1920-1924-член ЦК Туркестанской компании, заместитель Центрального Исполнительного комитета Туркестана, народный Комисар внутренних дел Туркестанской республики, редактор газеты» Акжол" 1924-1925-секретарь казахского краевого комитета партии 1925 -1926-ответственный инструктор по национальным республикам и областям ЦК СП (б) П 1937-задержан 1938-расстрелян Кошке Кеменгерулы (1896-1937) Родился в селе Каржас Текеской волости Акмолинской области. 1913-поступил в Омское сельскохозяйственное училище 1914-1918-первая Общественно-политическая организация казахской молодежи стала членом «единства". 1916-1918-редактор рукописного журнала "Балапан". 1918-редактор газеты "Жас азамат". 1930-по месту учебы в аспирантуре ОАМУ, вместе с М. Ауэзовым арестован и два года просидел в Алма-Атинском абаке. 1935-работает врачом в Шарбакульской районной больнице Омска. 1937-вновь задержан и приговорен к расстрелу в Омске. Телжан Шонаулы (1894-1938) Родился в Иргизском районе Актюбинской области. 1908-1912 гг. в русско-кыргызском училище, В 1912-1916 годах учился в Оренбургском учительском институте. В 1917 году участвовал в I и II общеказахских съездах. В 1926-1929 гг.-ответственный сотрудник Наркомата народного просвещения в Кызылорде; С 1934 года работал доцентом в Казахском государственном университете. Был задержан в 1937 году и приговорен к расстрелу в 1938 году.   Итак, подводя итог, abai.kz давайте поговорим о том, как мы помним жертв репрессий, опираясь на их источники. 31 мая, который помнит жертв политических репрессий как страну, вот уже двадцать лет, как вошел в число самых почитаемых дней в нашей стране. Точнее, 31 мая имеет особый статус уже четверть века. Впервые этот день был обозначен как День памяти жертв голода в 1992 году, когда страна обрела государственную независимость. Затем масштаб был расширен. Каждый последний майский день с 1997 года мы вместе вспоминаем жертв голода и репрессий 30-х годов. Эти позитивные изменения начались с тех пор, как советская власть затаила дыхание и провозгласила политику реорганизации. Политика реконструкции была предвестником демократии, о которой мы не знали. Он создал революционную атмосферу, которая положила начало освобождению сознания в тоталитарном государстве, в котором мы открывали глаза. Революционную ситуацию там создала правящая партия. Правящая партия выработала политику открытости и гласности, осуществляемую в принудительном, вынужденном и добровольном состоянии. Открытость и гласность были основными лозунгами, которые новая политика подняла на небеса. Это были лозунги, которые, казалось, были странными по меркам стандартов, сформировавшихся коммунистической властью на протяжении многих лет в огромной стране. Были созидательные лозунги. Те же лозунги стали быстро таять столбнячный лед коварного тоталитаризма, который в советской империи, где духовное ограничение стало нормой, грелся как удар «золотой лопаты» и задушил свободную мысль. Новый восклицательный знак был особенно заметен на территории всей империи, особенно в колониальных странах. На земле зародилось пробуждение сознания. Однако сама советская власть, сама советская власть, провозгласившая столь теплую политику перестройки, была заинтересована в неизменном сохранении в колониях древнего порядка, сформированного диктатурой пролетариата. В нашей стране, когда те, у кого есть собственные идеи, вышли на улицы, они погрузились в гнев политической реакции. Та же реакция привела к политическому восстанию в декабре восьмидесяти шести, которое злобно спровоцировало Демократическое движение казахской молодежи и жаждало освобождения нации. И тут же прижал его к крови и прижал. Ему приписали «37-й год младшего», который вызвал массовый трепет. Впрочем, все-таки победитель не мог не поддаться «золотой лопате» реконструкции. Рождение эпохи перемен было признано и в нашей стране, так как лозунги гласности и реконструкции, вознесенные из центра советской империи, распространялись по селдею. Тот же селевой удар не расправил крылья новых политических репрессий, которые уже проявляют силу в нашей республике, а быстро расправился. Итак, что нам нужно, мы охотно вооружены новой политикой, политикой открытости, гласности, реорганизации. Мы стремились возродить нашу мрачную историю, брошенную на свалку истории в годы сталинизма. Мы подняли тему голода, которая раньше была только шепотом наедине. Мы поспешили воскресить наших благородных личностей, которые, казалось, были стерты из сознания. В эту самую первую группу судьба включила и меня. Эта группа была занята возвращением верных имен советских национальных деятелей, подвергшихся политическим репрессиям, в общественную жизнь. В то время я также не писал о ряде любящих народных сыновей и «коммунистах-абитуриентах» Смагуле Садуакасове и Султанбеке Кожанове. К концу 1988 года были реабилитированы и граждане Алаша. Тогда, наряду с лидерами Алашорды, мое внимание привлекла жизнь Дейзы Адилова, ровесника Смагула, стремени, в какой-то степени коллеги Султанбека, младшего брата. Написал много исследовательских статей, в 2000 году издал книгу "Театр нации". В здании Казахского академического драматического театра имени Мухтара Ауэзова мы провели вечер, посвященный столетию со дня рождения первого деятеля культуры и презентации книги. В Берте я тоже писал по разным обстоятельствам. Известный историк-ученый Мамбет Койгельдиев, который недавно серьезно увлекся историей движения Алаш, рассказал мне, что наш славный батыр Бауыржан Момышулы рассказал писателю Мамытбеку Калдыбаю, что сделал для него грандиозное открытие. Баукен-узник видел священника в семнадцатилетнем возрасте. В декабре 1928 года он был корреспондентом вооруженного отряда ГПУ, направлявшегося из Шымкента в ЧУ для ареста Адиловых.  По словам баукена, в зимнем песке, загоняемом в воду,поют песенку. "Голос был удивительным, - вспоминал тот момент Баукен. – ...В какой – то момент Мукуш (произносит религию-Б. К.) воспел «Елім-ай» с грустью и разочарованием. К нему присоединился Жорабек (в идеале Агабек – Б. К.), и песок стал хриплым. Мне казалось, что я плачу и сожалею о вздохе, не в силах надавить на него". Их столь напряженное пение не ставит молодой Бауыржан НАН из конвоя: "что это такое? ...Кто из всех видел, как мы убивали брата Байсеида и пели на верблюдах? - с удивлением проговорила я. Там я не понимал, что ни Моисей, ни Жорабек хотели подавить горе песней». Это слова солдата, Сардара, ветерана, писателя Бакена в советское время. Правда в том, что он не очень много знал об этих ребятах, попавших в плен в ГПУ. Поэтому вполне вероятно, что арестованные граждане, находясь на колесницах, не могут четко сформулировать глубинные причины, по которым они пели грустные песни, а точнее гимны «Елім-ай» и «Каракесекты» на песке зимнего дня. Но корни, очевидно, остались прежними: они пытались подавить ожог печали, обрушившийся на их головы, пением песен, пропитанных деревенской грустью. А вот исследователь казахского национально-освободительного движения эпохи независимости Макен сказал: "Возможно, вы помните, что Захи Валидов в своих мемуарах, написанных еще в Турции, называл религиозного поэта и

Жүктелуде...