Жаңалықтар

Как борются с незаконным выводом денег из Казахстана?

Как борются с незаконным выводом денег из Казахстана?

Руководитель представительства Ассоциации профессиональных политических консультантов в Центральной Азии, специалист по безопасности Мирманова Ассоль рассказала о создании Комиссии по вопросам противодействия незаконной концентрации экономических ресурсов, в быту именуемой Межведомственной комиссией по возврату активов, сообщает корреспондент портала newsroom.kz:

Наиболее эффективная в своей основе, а потому важнейшая инициатива президента Токаева по борьбе с коррупцией – это создание Комиссии по вопросам противодействия незаконной концентрации экономических ресурсов, в быту именуемой Межведомственной комиссией по возврату активов. К сожалению, в отечественном информационном пространстве не были должным образом разъяснены принципы работы и экономический эффект закладываемых системных реформ, архитектоника которых повлияет на качество жизни и безопасность всех казахстанцев без исключения.

История вопроса начиналась сразу после «январской трагедии» 11 января 2022 г., когда Президент открыто озвучил проблему вывода капитала финансово-промышленных групп из Казахстана. На заседании Мажилиса Токаев поручил «Нацбанку совместно с Агентством по финансовому мониторингу и регулированию финансовых рынков обеспечить четкое наблюдение, проверку и контроль всех транзакций и лиц, необоснованно выводящих средства из страны».

 width=

Ознакомившись с отчетами Нацбанка и АФМ, президент на расширенном заседании Правительства поставил задачу «в двухмесячный срок предоставить предложения по возврату в страну незаконно вывезенных за рубеж финансовых средств и приобретенных там активов». Данный период был использован ответственными ведомствами и министерствами для проработки правовой основы, изучения международного опыта и решения основных организационных вопросов.

5 июня 2022 г. указом президента К.К.Токаева была образована Комиссия по вопросам противодействия незаконной концентрации экономических ресурсов. Состав этой Комиссии был максимально «утяжелен» еще в момент создания, потому что председателем стал генеральный прокурор Берик Асылов, заместителем  - заместитель генпрокурора Улан Байжанов, в постоянный состав вошли председатель Комитета национальной безопасности Ермек Сагимбаев, председатель Агентства по противодействию коррупции (Антикоррупционной службы) Олжас Бектенов, министр внутренних дел Мара Ахметжанов, а также председатель Национального банка Галымжан Пирматов, заместитель премьер-министра - министр иностранных дел Мухтар Тлеуберди, заместитель премьер-министра - министр финансов, председатель Агентства по защите и развитию конкуренции, председатель Агентства по регулированию и развитию финансового рынка, председатель Агентства по финансовому мониторингу, председатель правления акционерного общества "Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына" и министр юстиции.

Поскольку в состав изначально вошли первые руководители, то межведомственная конкуренция правоохранительных структур не позволит осуществить перекосы и лоббирование чьих-то отдельных интересов на любом уровне. Об этом сразу же станет известно в Акорде. И в этом был крайне дальновидный политический расчет и понимание механизмов настоящего системного реформирования.

Президент, в силу своего многолетнего опыта государственной службы и аппаратных игр, смог изменить вектор с имитации работы на полноценные изменения. Он с самого начала открыто обозначил задачу Межведомственной комиссии: «не количество переданных в суд уголовных дел, а реальное оздоровление экономики» и создал баланс интересов, обеспечивающих высокую состязательность противодействия коррупции на всех уровнях.

Поскольку президент Токаев последователен в реализации обещанных казахстанцам системных изменений, исполнительные органы максимально обстоятельно подошли к вопросам эффективности. Первые результаты МВК были озвучены уже через пару недель после публикации указа:

- в июне с.г. был удовлетворен протест Генпрокуратуры на судебный акт, по которому государство лишилось права собственности на санаторий «Казахстан» стоимостью 12 млрд тенге в пользу АО «Народный Банк». Причем, сумма невозвращенного кредита была в 6 раз меньше – 2,6 млрд.тенге

- начата ревизия объектов, которые ранее не были конфискованы, в т.ч. были установлены 36 объектов (коммерческая и жилая недвижимость, земельные участки). По инициативе госорганов были возбуждены исполнительные производства о конфискации 8 земельных участков семьи Виктора Храпунова, расположенных в Восточном Казахстане.

- в Алматы была выявлена реализация по заниженной в 5 раз цене доли в крупнейшем оптовом рынке («Барыс-4») одной из олигополий. В июле т.г. внесен иск в целях расторжения сделки и возврата объекта государству. В начале октября рынок был возвращен в государственную собственность.

- ранее согласно постановлению Правительства и решениям судов частная фирма безвозмездно получила 629 железнодорожных путей, что привело к 10-кратному росту тарифов для перевозчиков.  Решения были опротестованы,  332  подъездных и магистральных ж/д пути возвращены государству (по остальным объектам ревизия продолжается).

- в рамках демонополизации государству были переданы денежные средства и акции таких компаний, как АО «Казахтелеком» (28,75%), АО «Центр Транспортного Сервиса» (100%), ТОО «Акмолит» (100%) и другие. Предварительная стоимость этих активов – порядка 200 млрд тенге.

Уже с лета суммы возвращенных средств исчислялись сотнями миллиардов народных тенге, которые поэтапно зачисляются в бюджет государства и будут направлены на развитие Казахстана, а не других стран. Также стал очевиден сигнал всем финансовым группам о необходимости вложения прибылей в процветание родной страны и значительное сокращение схем вывода денег за рубеж, в первую очередь, за счет активного взаимодействия Казахстана с иностранными финансовыми разведками.

Об этом направлении работы МВК стоит рассказать более детально. Каждое дело о возврате активов, с одной стороны, имеет свой трек расследования, но при этом организуется по схеме параллельных финансовых проверок и обмена информацией. Для всех вовлеченных в комиссию ведомств Генпрокуратура подготовила  пошаговые алгоритмы, детальные методики и непосредственно образцы запросов по возврату похищенных активов в зарубежные ведомства и финансовые организации.

Казахстан крайне оперативно принимает меры по заморозке активов в целях их последующего ареста. Были подписаны соответствующие документы и активизировано сотрудничество с организациями финансовой разведки Евросоюза, Турции, ОАЭ, с Камденской межведомственной сетью по возврату активов и «Arin AP» (Азия и Океания), отработана информация по резидентам Казахстана и объемам задекларированных ими наличной иностранной валюты при въезде и активов.

Камденская межведомственная сеть возврата активов (CARIN) была создана в 2004 году направлена на выявление, арест, замораживание, конфискация и возврат активов, имеющих отношение к преступлениям. В настоящее время сеть имеет 54 зарегистрированных юрисдикции-члена, включая 28 государств-членов Европейского Союза и девять международных организаций. Камденская сеть (CARIN) связана с другими пятью региональными межведомственными сетями по возврату активов по всему миру.

Смысл работы в том, что подобные организации содействуют международному сотрудничеству в т.ч. через неофициальные каналы связи между запрашивающими и запрашиваемыми государствами и объединяют соответствующие компетентные органы, включая сотрудников правоохранительных органов, занимающихся вопросами возврата активов. Подобное взаимодействие позволит оперативно получать данные не только по расследуемым сейчас делам, но и в будущем на постоянном системном уровне. Для финансово-промышленных группировок организация работы правоохранительных органов Казахстана на подобном уровне означает крайнюю степень сложности вывода незаконных денежных потоков и окончание эпохи безнаказанности за коррупционные и иные преступления.

При этом, реализация новых стандартов ведения бизнеса в Казахстане позволяет обеспечить иной уровень доверия со стороны иностранных инвесторов, транспарентности сделок, значимых для укрепления казахстанской экономики и реального постепенного повышения качества жизни во всех регионах страны.

Президент при этом настойчив в важности соблюдения баланса и недопущении злоупотребления полномочиями Комиссии по отношению к добросовестному бизнесу. Поскольку человеческий фактор все же остается и перегибы, сведение личных счетов на местах и другие дискредитирующие факторы могут быть реализованы под прикрытием на местах. Подобный подход и соблюдение всех современных стандартов следствия в полном соответствии с опытом развитых стран позволит повысить уровень доверия и со стороны казахстанского бизнеса.

Высококачественная работа Межведомственной комиссии, созданной по прямому поручению президента, уже позволяет изыскивать средства, необходимые для реализации ряда социально-значимых программ, но огромный пласт работы еще впереди.

Основной целью МВК является не только розыск украденных у народа денег, но и пресечение условий, способствовавших незаконной концентрации экономических ресурсов в руках узкого круга лиц. Поэтому Комиссия особую роль отводит организации аналитической работы. На данный момент Комиссия проводит анализ с целью выявления условий, создающих необоснованных преимуществ отдельным лицам для:

1) приватизации и приобретения государственных активов с высокой маржинальностью;

2) устранения или ограничения конкуренции, позволявших генерировать сверхдоходы в секторах экономики, в том числе в сфере закупок;

3) увеличения прибыльности отдельных компаний в сфере недропользования, тяжелой промышленности, финансовом секторе, строительстве и других отраслях экономики в ущерб интересам государства путём введения привилегий в виде льготного налогообложения, тарифной политики и т.д.

Работа подобного уровня является крайне сложной и требующей высокого уровня экспертизы во множестве сфер. Подобный уровень экспертности могут предоставить неправительственные организации и гражданские специалисты. С целью вовлечения гражданского сектора в разработку действенных механизмов и взаимодействия с казахстанцами в рамках концепции «Слышащего государства» было принято решение о разработке специального веб-сайта, на котором будет спецраздел, позволяющий каждому гражданину Казахстана внести предложение по вопросам деятельности Комиссии.

Реализация подобной работы происходит по поручению президента Токаева, реализующего свои обещания по созданию реальных инструментов управления государством для каждого казахстанца, осознающего свою ответственность за состояние общества и экономики страны.

 width=

Мирманова Ассоль Ербулатовна

Руководитель представительства Ассоциации профессиональных политических консультантов в Центральной Азии, специалист по безопасности