Не по пути: Автовокзалы не выдерживают конкуренции нелегальных перевозчиков
Не по пути: Автовокзалы не выдерживают конкуренции нелегальных перевозчиков
ашық дереккөзі
Костанайская область остаётся без автобусного сообщения. Единственный в городе автовокзал через неделю будет закрыт и выставлен на продажу. В борьбе за пассажиров руководство предприятия проиграло нелегальным таксистам. Похожая ситуация и в других регионах Казахстана.
"Билеты приобретайте в кассах автовокзала".
С 1 сентября костанайцы больше этих слов не услышат. Их отпускают в свободное плавание. Точнее, в дорогу. Полторы тысячи пассажиров в день проходило через городской автовокзал ежедневно.
"У нас очень большие кредиторские задолженности, это комуслуги и перед перевозчиками. В дальнейшем работать нерентабельно, из 128 работников осталось 20 человек",-говорит директор автовокзала г. Костаная Есен Нурмагамбетов.
Из 16 районов области только с пятью теперь есть транспортное сообщение. Автовокзалы не вошли в реестр социально значимых предприятий. Их субсидирование на местах посчитали нецелесообразным.
"Положение по Костанайской области по автовокзалам: автовокзалы все закрылись - на Аулеколе, в Сырыколе, Фёдоровке. Мы в тяжелой ситуации",-говорит учредитель автовокзала г. Костаная: Ботагоз Бопатаева.
Автовокзал Кокшетау можно сравнить с чемоданом без ручки: бросить жалко, тащить - мочи нет. 11 маршрутов осталось, больше года были закрыты из-за пандемии.
"Комуслуги, топливо растут. Если у нас расчёт семь тенге на километр был пять лет назад, на сегодняшний день если мы подаём в Управление транспорта о поднятии стоимости на билет, нам отказывают. Водители все уволились, из 48 работников автовокзала за пандемию осталось только 15. Остались только те, кто предпенсионного возраста",-говорит директор автовокзала г.Кокшетау Сайлау Нуртазин.
На Петропавловском автовокзале в сравнении с другими многолюдно. На 18 маршрутов местный бюджет всё-таки выделил дотации. Теперь могут поставить цену пониже - не девять тенге километр, а шесть. Капля в море, но вокзал продавать, как в Костанае, передумали. Здесь не знают, как бороться с нелегальными перевозчиками.
"Маршрут, по которому мы работали 10 лет без одного месяца, пришлось закрыть. Любили свою работу и машинами занимались, и здесь медосмотры проходили водители, всё было, как положено. А они стихийно налетают, схватили, что успели урвать, и улетели. Раньше их называли "чайками",- сказала экс-перевозчик Марина Шевченко.
Попутчиков зазывают в приложениях. Но никто не знает, в каком состоянии машина таксиста, есть ли страховка, давно ли у медиков бывал, и так далее. Рисковать пассажиры стали повально, когда в разгар пандемии позакрывали автовокзалы и автостанции. Теперь легальные перевозчики не могут вернуть себе свои позиции.
"Если сегодня вопрос по субсидиям будет также и продолжаться, что перевозчик в течение трёх лет будет получать денежные средства, и цена билета будет намного меньше, чем она была, думаю, мы понемножечку сможем справиться с нелегальным бизнесом. Но нужен закон для того, чтобы ввести нелегальщиков в правовое поле, чтобы с них был такой же спрос, как и с нас",- директор автовокзала г. Петропавловска Александра Сысоева.
Льготы сейчас даются и на железнодорожные перевозки, и на авиа. Автобусное сообщение, по-прежнему, в стороне. В Министерстве индустрии и инфраструктурного развития смогли только ответить, что в стране 38 автовокзалов и 113 автостанций было. Сколько из них работает, а сколько под замком, наверху не знают. А пора бы посчитать, пока в ожидании государственной поддержки перевозчики по всей стране не разорились окончательно.