Казахстанская полиция на службе у народа: история и современность
Казахстанская полиция на службе у народа: история и современность
23 июня Указом Президента Республики Казахстан от 2007 года утверждено Днем Полиции. Роль этого силового органа в жизни страны беспрецедентна. Сегодня трудно представить размеренную, спокойную жизнь общества без повседневной работы правоохранительных органов, хотя их «служба порою не видна»…
Поздравляя служителей правопорядка с этим важным профессиональным праздником, хотелось бы вспомнить некоторые страницы национальной истории…
Туленгуты как прародители современной полиции
В истории казахского кочевого государства феномен профессиональной службы обеспечения порядка в степи связан с такой социальной прослойкой, как туленгуты при ханских и султанских ставках. Интересно, что они не входят ни в один из трёх жузов. В казахском государстве они были особой кастой и надёжной опорой ханской власти. Считается, что толенгиты — каста бывших джунгарских (калмыцких) военнопленных, из которых образовывались ханская дружина, телохранители и преданные исполнители воли правителя. По мнению Шакарима, они — пленные джунгары времён их битв с казахами, почему их и называли «қалмақ» (т.е. «оставшиеся»).
Как известно, в казахской степи не было тюрем, и воины противника, оставшиеся в живых после сражений, были весьма ценным приобретением в ставках правителей при условии принесения ими присяги на верность. Как отмечает исследователь М.А.Сарсембаев, «можно утверждать, что туленгуты крепостными не были». Они были исполнительным аппаратом при хане или султане. Они обеспечивали работу организационно-правового механизма исполнительной власти в кочевом государстве. Туленгуты выступали в роли ханских нукеров, личных телохранителей, ханской гвардии, исполнителей решений судебно-исполнительной власти, дипломатических порученцев, сборщиков налогов.
По некоторым мнениям, туленгутство как социальный институт возник ещё при потомках Чингисхана и просуществовал вплоть до XIX века. С исчезновением института ханства ушло в небытие и эта социальная функция вместе с ее носителями. Они представляли собой аналог русского «дворянского воинства» времен Золотой Орды. Однако в folk history (народной истории) об этом множество нескончаемых споров до сих пор.
Научная точка зрения сходится во мнении, что туленгутство является сословным институтом в казахском ханстве, но никак не кланово-родовым. В туленгуты могли быть приняты представители и казахских родов, нанятые на службу ханов и султанов, например, по экономическим причинам, в результате постигшего джута, а также иноземцы, которые бежали от притеснения своих сородичей или правителей. Другим аналогом туленгутства в тюркской истории были янычары Османской империи, - военная каста из числа разноплеменных пленных детей, воспитанных в духе преданности султанской династии. Однако для степи было характерно, что туленгуты, порой, представляли целые рода, которые могли в случае несогласия с действиями правителя или «выправления собственной экономической ситуации», спокойно уйти из туленгутства вновь на вольные хлеба. При этом все же их отличительным свойством была храбрость и преданность правителям.
Институт туленгутства, фактически, прекратил свое существование после гибели последнего казахского хана Кенесары.
Алашская милиция на страже суверенных интересов Степи
Другим примером профессиональной правоохранительной деятельности в Степи явилась деятельность Алашской милиции в кратковременный период существования Автономии правительства Алаш-Орды в Казахстане. Обращение о создании Алашской милиции было опубликовано в газете «Сарыарка» 13 ноября 1917 года за подписью шести деятелей по главе с Алиханом Букейхановым, Миржакыпом Дулатовым и Ахметом Байтурсыновым. Авторы, отметив, что повсюду начинаются мятежи, ненависть и вражда, писали о том, что настало время для защиты народа. Как писал Ульянов-Ленин: «Всякая революция лишь тогда чего-нибудь стоит, если она умеет защищаться»…
Одним из десяти вопросов, обсужденных на Общеказахском съезде с 5 по 13 декабря 1917 года, стал вопрос о создании милиции. Как известно, важнейшим структурным элементом любого государства являются собственные вооруженные силы. В автономии Алаш Орда они получили название милиции. Главной ее задачей была защита автономии Алаш и населения от сил, которые были против нее, а также для поддержания спокойствия внутри «Алашской автономии».
На съезде с докладом по данному вопросу выступил Халил Габбасов. Его доклад вызвал бурное обсуждение, в ходе которого члены съезда пришли к выводу, что «при отсутствии всякой власти в стране возможно возникновение гражданской войны, …анархия угрожает опасностью жизни и имуществу населению областей казак-киргизского народа».
Съезд постановил создание национальной автономии, ее наименование «Алаш», организацию временного народного совета «Алаш Орда» и заявил, что «Алаш-Орда» обязуется принять энергичные меры к созданию народной милиции». Для организации народной милиции были приняты определенные правила набора, обучения, обеспечения оружием и обмундированием, а также вопросы финансирования и управления. Так, общее число милиционеров должно было составить 13500 человек, призываемых из лиц мужского пола в возрасте от 20 до 35 лет, причем отдавалось предпочтение вольному найму. Милиция формировалась из числа людей, изъявивших собственное желание защищать национальную автономию.
Однако, когда большевики захватили все крупные города, тогда Алашская милиция взяла на себя функции армии в борьбе с большевизмом. Руководители Алаш с целью сохранения независимости обратились за помощью к Сибирскому правительству. Когда во время переговоров с правительством Колчака у Алихана Букейханова спросили, что он имеет в виду, когда говорит об Алашской милиции, тогда он ответил: «Милиция — наша национальная армия».
Одной из серьезнейших проблем в формировании Алашской милиции был вопрос профессиональных кадров и материально-технического обеспечения ее деятельности. В этом процессе большое значение имело обучение военному делу казахов со стороны казачьих офицеров-белогвардейцев и финансовая поддержка состоятельных казахов и Сибирского правительства. Важнейшим пунктом на пути формирования милиции являлась подготовка национальных кадров офицерства и инструкторов. Как известно, боеспособность любого воинского подразделения зависит от эффективности и профессионализма управленцев, которые занимаются общим командованием и обучением воинскому делу подчиненных.
В постановлении съезда было оговорено, что «для обучения милиционеров приглашаются офицеры из расчета 1 офицер на 100 милиционеров и 1 инструктор на 50 милиционеров». На тот момент в среде казахской интеллигенции были отдельные представители-офицеры, служившие в армии Российской империи, более того участники Первой Мировой Войны. Это Молданияз Бекимов, Нугыман Сарбопин, Сабыр Саргожин, Хамит Тохтамышев, Санжар Аспандияров и другие. Первыми руководителями Алашской милиции стали казахи-выпускники российских юнкерских школ, среди которых, Казы Нурмухамедулы, который учился в Семипалатинской учительской семинарии вместе Жусипбеком Аймауытовым и Канышом Сатпаевым. Его также называли одним из первых казахских офицеров.
Таким образом, на начальном этапе деятельности Автономии, казаки и казахи нацеливались на совместную борьбу против советской власти, обороняя собственные права на самоопределение, причем была сохранена первоначальная идея милиции, а именно — отказ Алаш от участия в общероссийской борьбе в пользу обороны собственной территории.
Несмотря на все трудности, руководителям Алаш Орды удалось организовать вполне боеспособные соединения, проявившие себя в боевых действиях на Семиреченском фронте. Милиция выполняла поставленные перед ней цели в тяжелейших условиях гражданского противостояния, нехватки вооружения, обмундирования и командного состава. Формируя отряды, интеллигенция в лице партии Алаш боролась за национальную автономию, а именно права коренного населения на самоопределение. Можно расценить это как борьбу за собственный альтернативный путь развития страны, но, потерпев поражение, алашордынцы изменили свои планы в сторону сотрудничества с советской властью.
Моя милиция меня бережет
Следующим этапом в формировании национальной милиции (впоследствии - полиции) стало время становления и укрепления Советской власти в Казахстане. Этот период характеризуется созданием достаточно жесткой вертикали правоохранительной системы СССР, в которой уже на системной основе осуществлялась подготовка профессиональных кадров милиции, были приняты все необходимые нормативно-правовые акты ее деятельности, создана система КУИС (Комитет уголовно-исправительной системы) МВД и прочие структурные подразделения. Правоохранительная система СССР, вспоминая известные слова Маяковского: «Моя милиция меня бережет», находилась на страже советского образа жизни и в рамках политико-идеологической системы советского государства, существенным образом ограничивая права и свободы граждан. При этом, советская милиция Казахстана достойно исполняла возложенные на нее государством профессиональные функции, обеспечивая тогдашний конституционный порядок.
Полиция независимого Казахстана
Следующим этапом в развитии национальных правоохранительных органов стало их формирование в условиях суверенного Казахстана. Правоохранительная деятельность в Казахстане осуществляется казахстанской полицией и судами, сохраняя преемственность советской системы контроля общественной безопасности со стороны государства, и распределяется между Комитетом Национальной Безопасности, Министерством Внутренних Дел и Генеральной Прокуратурой.
[caption id="attachment_54710" align="alignnone" width="1000"] Фото: Lada.kz[/caption]
Основной миссией полиции Казахстана является защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства от противоправных посягательств. Органы внутренних дел сегодня фокусируют свое внимание на профилактике правонарушений, охране общественного порядка, борьбе с преступностью, исполнении уголовных наказаний и административных взысканий.
Деятельность правоохранительных органов регулируется Законом «Об органах внутренних дел Республики Казахстан», который был принят 23 июня 1992 года.
В соответствии с новыми вызовами общественной жизни, трансформации политико-правовой системы государства, новыми экономическими реалиями, выходом страны на международную арену, полицейская система сегодня переживает реформы, развивается оперативно-розыскная деятельность путем принятия новой нормативно-правовой базы, обновления кадрового состава и модернизации информационно-технической инфраструктуры оперативных служб МВД.
[caption id="attachment_54711" align="alignnone" width="660"] Фото: Каз ТАГ[/caption]
Следует отметить, что полицейские всегда находятся на передовой борьбы с проявлениями преступности. В соответствии с Планом нации «100 конкретных шагов», предложенном Елбасы, создана местная полицейская служба, работа которой направлена на обеспечение общественного порядка на локальном уровне.
За годы независимости существенно улучшена система оплаты труда и социальной защиты сотрудников органов внутренних дел. Стоит особо отметить, что в предвыборной программе правящей партии «Нур-Отан» «Путь перемен: достойную жизнь каждому!» на выборах в парламент 2021 года было предусмотрено дальнейшее совершенствование правоохранительных органов. В частности, в разделе «Справедливая правоохранительная система» предусмотрена реализация следующих конкретных задач:
- Будет внедрена «сервисная» модель работы в органах полиции и прокуратуры. Руководители МВД, Генеральной прокуратуры, их территориальных подразделений будут ежегодно проводить отчётные встречи, выстраивать открытый диалог с населением.
- Будут чётко разделены полномочия правоохранительных органов по следующему принципу: полиция выявляет преступления – прокурор принимает следственные решения и даёт правовую оценку – суд рассматривает дело и выносит окончательное решение.
- В работу Местной полицейской службы будет внедрён принцип «полиции шаговой доступности». Участковые полицейские будут освобождены от несвойственных функций.
- Будут приняты меры по повышению заработной платы, по улучшению материально-технического обеспечения местной полиции, расширению категории должностей на получение компенсации за наём жилья.
- Все помещения пенитенциарных учреждений и полиции будут оснащены видеонаблюдением, а сотрудники – видеорегистраторами. За намеренное отключение видеонаблюдения и видеорегистраторов сотрудники будут привлекаться к ответственности.
- Граждане смогут оперативно контактировать с органами полиции, прокуратуры и судами через мобильные приложения и чат-боты.
- Будет внедрён независимый аудит правоохранительных услуг.
Айдар АМРЕБАЕВ
Политический аналитик