История

Туркестан – первая ступень духовного возрождения

«Ұлттық рухани жаңғыру» Туркестанской области напрямую связано с превращением региона в туристическую зону, передает корреспондент портала Newsroom.

Одной статьи недостаточно, чтобы рассказать историю края, являющегося центром многообразия истории Казахстана и сохранившего исторически значимые центры. А превратив регион в туристическую зону, казахстанцы получили возможность своими глазами увидеть историю Казахстана и за короткий промежуток времени обрести духовную силу истории Казахстана. Цель национального проекта «Ұлттық рухани жаңғыру» — сохранение национально-культурной идентичности и реализация художественно-творческого потенциала каждого казахстанца путем стимулирования, повышение качества и разнообразия культурных продуктов, а также формирование у молодого поколения духовно-нравственных ценностей.

Теперь взглянем на историю Туркестана:

Казахстанская археологическая наука достигла значительных успехов в изучении средневековой городской культуры. Многолетние стационарные исследования городских центров юга Казахстана и Семиречья открыли увлекательную историческую панораму становления и развития своеобразной городской культуры. Создали источниковедческую базу изучения различных сторон материальной и духовной культур за длительный исторический период. Одномерная историко-культурная реконструкция прошлого Казахстана, ориентированная лишь на “историю кочевий”, приобрела адекватную многомерную ретроспективу. Возникая и развиваясь на стыке Великих степей и зоны древних среднеазиатских оазисов, на нитях караванных дорог Великого Шелкового пути, эти города являлись сгустками сплава традиций степных кочевий и оседло-земледельческих культур среднеазиатского типа. История распорядилась так, что названия подавляющего большинства из них остались лишь на страницах средневековых сочинений. А на местах их теперь высятся желтые холмы цитаделей, валы укреплений, усыпанные битой гончарной посудой. От городов остались “городища”.

Судьба каждого города, как и судьба отдельного человека, отличается своей неповторимостью. Особенный интерес вызывает история такого города как Туркестан, который представляет собой крупнейшую жемчужину в ожерелье древних казахстанских городов, протянувшихся от Джунгарских гор через Семиречье и Присырдарьинские степи вплоть до Арала. При этом отметим, что Туркестан один из немногих современных городов Казахстана, непрерывная история которых уходит в глубь веков. Этот город известен в исторических источниках с XII в. под названием Ясы как столица округа (вилайета) Шавгар, а позднее, с XVI в. — под современным названием. В XVI-XVII вв. Ясы-Туркестан был политическим, экономическим и культурным центром Казахского ханства, а до того – административным центром среднеазиатских владетелей из династий хорезмшахов, чагатаидов, тимуридов, шейбанидов.

О ранней истории города (V-XII вв.) письменные источники умалчивают. Ее свидетельствами могут стать лишь археологические остатки, которые скрываются под толщей культурных наслоений. Особую известность город Ясы (Туркестан) приобрел в ХII в. как место проповеднической деятельности суфийского святого – шейха Ахмеда Ясави. После его смерти на кладбище города Ясы сложился религиозно-культовый центр, ставший местом притяжения паломников. О том, что грандиозная тимуровская постройка была возведена на месте существовавших здесь ранее построек суфийской общины, говорится на страницах сочинения Шереф ад-дина “ Зафар наме”. От этого времени сохранились лишь фрагменты стен раннего мавзолея, сооруженного над могилой тюркского суфия. Они оказались вмурованными в стены более поздней постройки конца ХIV в. Письменные источники последующего времени сохранили сведения о городе Ясы (Туркестан) на своих страницах. Но эти данные столь отрывочны, что позволяют лишь наметить общий контур его истории: под властью каких правителей и когда находился город, в связи с какими военно-политическими событиями он упоминается и т.д. Может быть, поэтому и не написана история этого города, что эти данные столь скупы и фрагментарны, притом, что фонд археологических материалов, который сохранился в земле Туркестана, так и остается еще невостребованным? А ведь только они способны пролить свет на раннюю историю возникновения города, специфику пути его становления, охарактеризовать общее и особенное в истории культуры его жителей и т.д. Вопросов в этой, еще ненаписанной истории города и края великое множество, и они ждут своего решения и научного истолкования. Ведь даже обоснование датировки возникновения города (поселения) на месте современного города Туркестан находит основание лишь в археологических данных. Некоторых из этих вопросов коснемся в этой публикации.

Из истории средневекового Туркестана.

Городище средневекового г. Ясы (Туркестан) расположено на юго-восточной окраине одноименного районного центра Южно-казахстанской области. Археологические исследования здесь были начаты в 1928 году М.Е.Массоном, исследовавшим слои “ цитадели”, скрывавшие фундамент архитектурного комплекса ходжи Ахмеда Ясави. Имевшийся в то время археологический материал не позволял углубить историю города ранее XIIв. Но М.Е.Массоном был сделан вывод о том, что на месте Туркестана ранее находился городок Ясы и локализовался он к югу от поздней кокандской цитадели с мавзолеем Ахмеда Ясави. В конце 40-х годов городище и окрестности обследовались Южно-Казахстанской археологической экспедицией под руководством А.Н.Бернштама. В последующем археологические исследования на городище проводились многими исследователями (Ерзакович Л.Б., Сенигова Т.Н., Смагулов Е.А.) и, накопленные на сегодняшний день данные позволяют утверждать, что современный город Туркестан является одним из древнейших городов Центральной Азии.

С историей Туркестана тесно переплеталась судьба двух средневековых городов Южного Казахстана – Шавгара и Ясы, бывших в разные исторические периоды административными и экономическими центрами туркестанского оазиса. Сначала главным городом был Шавгар, затем Ясы (так назывался Туркестан до ХVI в.).

По письменным источникам IХ — Х вв. известно, что в районе современного г.Туркестана в раннее средневековье располагался округ Шавгар с одноименным центром. Шавгар был главным городом области в период VI-ХI вв. Ему подчинялись другие мелкие города и поселения, в число которых входил и Ясы – будущий центр округа.

До VШ в. Шавгар был подвластен Тюркскому и Западно-Тюркскому каганатам (552-702 гг.). В начале VШ в. область Шавгар вошла в западные границы Тюргешского каганата (702-756 гг.), владения которого доходили до среднего течения р. Сырдарьи. В этот период началось арабское завоевание Средней Азии и Южного Казахстана. Овладев Мавераннахром, арабы стали продвигаться в районы Сырдарьи и Таласа. Наместник Хорасана Кутейба в 714 г. захватил Шаш (Чач) и совершил поход в Испиджаб. Южные районы Казахстана были включены в состав Арабского халифата, но сохранили полусамостоятельный статус. Формально подчинив эти народы, арабы не смогли присоединить их к своим владениям из-за активных действий и восстаний тюркских племен. В 737-739 гг. они поддерживали антиарабские восстания в Самарканде, Шаше, Фарабе.

Во второй половине VШ в. восточной частью Сырдарьинской области и Таласской долиной овладели карлуки. Карлукский джабгу должен был платить дань, но часто нарушал обязательства, и арабам приходилось совершать карательные походы на подвластные территории. При наместнике Харасана Ал-Мамуне (809-818 гг.) состоялся поход в область Тарбад (совокупное название областей Шавгар и Фараб), являющейся пограничной местностью арабов: “Также и из области Тарбад (везир ал-Фадл) (послал) то, что он потребовал с Фараба и Шавгара. И он постарался овладеть областью Отрар; он убил начальника пограничной местности и взял в плен сыновей карлукского джабгу с его женами, после того как заставил бежать его самого в страну кимаков…”.

В период политического господства в Средней Азии государства саманидов (820-999 гг.) Шавгар вошел в его северо-восточные пределы.

В IX в. близлежащие к Шавгару области подчинялись карлукам, а с начала Х в. – огузам . Огузское государство образовалось в конце IХ – нач. Х вв. в бассейне нижнего и среднего течений Сырдарьи в примыкавших к ней степях Западного Казахстана и просуществовало до середины ХI в., быстро увеличивая свои владения .

Арабский географ первой половины Х в. Ал-Истахри сообщал: “Пределы страны гузов – то, что находится между хазарами и кимаками, страной карлуков и булгар и границами мусульманских стран от Джурджана до Фараба и Испиджаба”. Ибн Хаукаль называет огузов в числе жителей Фараба, Сайрама, Сюткенда. К концу Х в. владения огузов доходили на юге до Шаша, включали бассейны рек Кувандарьи и Жанадарьи, на западе – до р. Эмбы, на северо-западе – до предгорий Урала. Область Испиджаб была границей между огузами и карлуками на юго-востоке. Письменные источники говорят о господстве огузов в Х в. в долине Сырдарьи, предгорьях Каратау, в районах Фараба и Кенджиды (долина р. Арысь).

Политические отношения между саманидами, карлуками и огузами строились по тому же сценарию, что между арабами, тюргешами и карлуками. В IХ в. и первой половине Х в. саманидам приходилось защищать свои владения от набегов тюркских племен и совершать военные походы в глубь тюркской территории с целью их подчинения. Ал-Истахри сообщает о походе саманидского правителя Насра Ибн Ахмеда (866-892 гг.) с большим войском на Шавгар. Поход состоялся в конце IХ в. Наср дошел до Шавгара, Саурана, Сюткенда. В области Шавгара им было убито несколько тысяч тюрков. Ал-Истахри отмечал: “Все границы Мавераннахра – место военных действий от Хорезма до окрестностей Испиджаба с тюрками-огузами, от Испиджаба до отдаленных мест Ферганы – с тюркам-карлуками”.

При саманидах Шавгар входил в круг Испиджаб. Он управлялся местной тюркской династией, имел ряд важных привилегий, в числе которых – освобождение от уплаты хараджа. Владетель Испиджаба отправлял саманидскому двору символическую плату – мелкую монету, равную 1/6 дирхема и метлу. Для саманидов Испиджаб являлся важным форпостом на северо-восточных границах, сдерживающих семиреченских карлуков и был, по словам Ал-Макдиси, “…славной пограничной крепостью и местом войны за веру”.

IХ-Х вв. были временем наивысшего расцвета г. Шавгара. Он располагался в зоне симбиоза земледельческого и кочевнического хозяйственных укладов и свойственных им культур, что способствовало его быстрому росту и превращению в крупный ремесленный и торговый центр. Вот как описывал Шавгар в конце Х в. Ал-Макдиси: “Шавгар большой город с обширным рустаком, вокруг него стена. Мечеть на краю рынка. Он вдали от большой дороги”.

Шавгар находился на торговом пути, соединявшим сырдарьинские города с земледельческими оазисами Средней Азии и Хорезмом. Он начинался как ответвление Шелкового пути (Большая дорога) в Испиджабе и шел на северо-запад в Арсубаникет (городище Джувантобе на Арыси), оттуда в Кедер (Отрарский оазис), затем – в Шавгар, Сауран и Сыгнак. В районе Сыгнака через Сырдарью была переправа на левый берег и далее путь вел в город Дженд, Янгикент (низовья Сырдарьи), а вдоль русла Кувандарьи – в Хорезм.

После падения государства саманидов их владения были поделены между караханидами и газневидами по р. Амударье. В Караханидское государство (942-1212 гг.) вошли земли, расположенные в бассейне Сырдарьи, области Шавгара, Отрара, Испиджаба (Семиречье, Восточный Туркестан). В конце Х в. – начале ХП в. Шавгар, вероятно, входил в состав одного из караханидских уделов.

Во второй половине ХI в. начались войны между караханидами и сельджуками (центр государства сельджуков был в Иране). Эта борьба закончилась тем, что караханидские владения в Южном Казахстане, Мавераннахре до 1141 г. были вассальными землями сельджуков, а Караханидское государство попало под власть сельджукидов. Время конца ХI – начала ХП вв. в Южном и Юго-Восточном Казахстане характеризовалось нестабильностью, войнами за власть, дальнейшим дроблением феодальных владений (уделов).

В начале второй четверти ХП в. Южный Казахстан и Средняя Азия подвергались нашествию каракитаев (киданей). После разгрома войск караханидов (1137 г.) и сельджукидов (1141 г.) каракитаи овладели землями Караханидского государства. Караханиды оказались в вассальной зависимости от каракитаев.

В конце ХП – начале ХШ вв. борьбу с каракитаями ведет государство хорезмшахов. Хорезмшах Мухамад ибн Текеш совершил несколько походов на Сырдарью, захватил Отрар. В 1210 г. он разбил каракитайское войско около Тараза. В государство хорезмшахов вошли южно-казахстанские земли по правому берегу Сырдарьи до Тараза включительно. Политической акцией Мухамада, декларирующей вхождение в состав государства хорезмшахов важного в стратегическом отношении присырдарьинского региона, стал выпуск монет в городах Ясы и Отрар. Но подчинение хорезмшаху было недолгим.

В 1206г. в Семиречье вторглись найманы во главе с Кучлуком. Хорезмшах Мухамад, не имея возможности защитить и укрепить присырдарьинские города и не желая оставлять их найманам, приказал, как говорится на страницах сочинения арабского историка Ибн ал- Асира, “жителям Шаша, Ферганы, Исфиджаба, Касана и других городов вокруг них — более здоровых и более процветающих [ городов ] в этом мире не было- выселиться из них и присоединится к мусульманским областям; затем он их [города] все разрушил из страха, что татары завладеют ими”.

Хотя хорезмшахи овладели средним течением Сырдарьи, в источниках, описывающих события этого времени, нет упоминаний о Шавгаре или Ясах. Более того, начиная с XIIв. название Шавгар исчезает со страниц средневековой историко- географической литературы. Вероятно, с этого времени он превратился в небольшой поселок, вскоре совсем опустевший . Окончательно место поселения было заброшено, как это показывают археологические исследования, в XII-XIVвв., а экономическим и политическим центром региона становится ранее незначительное поселение Ясы — будущий город Туркестан.

Упоминание этого города под именем Ясы (Асон) впервые встречается в маршрутнике армянского царя Гетума I, проехавшего через юг Казахстана в середине ХШ в., следуя в ставку великого монгольского хана Менгу. Однако, существование города Ясы под этим именем в до монгольское время подтверждается, помимо нисбы (прозвища) самого ходжи Ахмеда, находками в восточной коллекции Государственного Эрмитажа серебряных монет, выпущенных от имени хорезмшаха Мухамеда ибн Текеша на монетном дворе Ясы. Эти монеты чеканились здесь около 1200 г., во время недолгого подчинения сырдарьинских городов хорезмшаху. Позднее на страницах сочинений ХVI в. город Туркестан выступает то как “крепость Ясы”, то как “крепость Туркестан”, тогда как во всех более ранних письменных источниках название Туркестан прилагалось лишь к области (вилайету), расположенной по среднему течению р. Сырдарьи и граничившей с одной стороны с вилайетом Отрар, с другой стороны – с вилайетом Сауран.

Первенство города Ясы-Туркестан среди городов области Туркестан отмечено уже в “Записках бухарского гостя” Фазлаллах ибн Рузбихана Исфахани, который писал в нач. ХVI в.: “ В город Йаси привозят товары и драгоценные изделия, и там происходит торг, и он является местом развязывания грузов купцов и местом отправления толп путешественников по станам”.

О торгово-экономической роли туркестана в XVI-XVIIвв. свидетельствуют монетные клады обнаруженные на городище. Анализ монет показал, что в с начала XVIв. в Туркестане интенсивно действовал монетный двор чеканивший медные монеты разных типов и достоинств. Туркестанский чекан преобладает, наряду с ташкентским, в кладах XVI- XVIIвв.. найденных при раскопках Отрара. Среди монет Отрара известен и серебряный чекан туркестанского монетного двора с именем шейбанида Искандер-хана (1560-1583гг.)

Позднесредневековый период в истории Туркестана характеризуется крайней не стабильностью общеполитической ситуации. Южно-казахстанские города становятся объектами притязаний различных этнополитических образований. В разные периоды власть над регионом в кровопролитных сражениях завоевывали шейбаниды и казахские ханы, джунгары и бухарские эмиры, ташкентские и кокандские правители. Все эти события неблагоприятно отразились на городской, оседло- земледельческой культуре региона и г.Туркестана, в частности. Однако город продолжал оставаться стратегическим, экономическим и религиозным центром региона. П.И.Рычков (1719- 1777гг.) отмечал в известном своем сочинении “Топография Оренбургской губернии”, что г. Туркестан “не так знатен, как прежде” и так описал его: “…Сей город … стоит на речке называемой Карасу… Улицы в нем кривые и весьма тесные, так что поперек инде меньше одной сажени. Домов в нем по тамошнему обыкновению строеных, однако, гораздо хуже ташкентских, с тысячу. Крепостного строения регулярного нет, только имеется круг всего жилья стена глиняная и вокруг нее небольшой ров с водою. Мечетей в ней три, из которых одна древней и хорошей работы и имеет многое число разных покоев; в ней погребен вышеупомянутый магометанский чудотворец. В сем городе никаких базаров нет, а жители со своими торгами отъезжают в Ташкент…Прежде сия провинция собственно имела городов до тридцати, а ныне более десяти нет…”

Это описание можно отнести к середине XVIIIв., а началом этого века датируется схематичесий план города Туркестан сохранившийся в архиве одной из российских академических экспедиций3. На нем видно, что город имеет крепостную стену, с внешней стороны которую огибает ров с водой. Шесть крепостных ворот укреплены башнями с бойницами. Кривые улицы членят городскую территорию на жилые массивы. Дома плотно примыкают друг к другу. На плане показаны колодцы, указаны места базара и караван- сарая. Городская территория имела очертания овала вытянутого по оси Запад-Восток.

В последнее время казахстанские власти, которые преуспели в градостроительстве, отстроив Астану (Нур-Султан), принялись за развитие Туркестана. Это один из древнейших городов Казахстана, расположенный на юге страны между Кызылордой и Ташкентом. В 2018 году город стал административным центром Туркестанской области (ранее — Южно-Казахстанская). По инициативе первого президента страны Нурсултана Назарбаева, выдвинутой им в 2019 году, началось грандиозное благоустройство города, которое включает в себя сооружение более 175 объектов социального и культурного значения. Город на данный момент получает рекордные суммы инвестиций, включающие бюджетные и частные вложения.

Зачем и как строится новая духовная столица? Какова история Туркестана? Какое значение имеет город в региональной динамике Центральной Азии? Об этом в интервью caa-network.org рассказывает Андрей Хазбулатов, доктор философии, профессор, генеральный директор ТОО “Казахский научно-исследовательский институт культуры”.

Какую роль Туркестан играл в истории (до XIX века)?

В первую очередь этот город, заложенный как поселение на пересечении караванных путей Шелкового пути, имеет духовное значение. Он считался местом силы – намоленным местом еще с эпохи канглы и как таковой еще более утвердился и укрепился в эпоху Ходжа Ахмеда Ясави, суфийского святого, захороненного в Туркестане. Это место «рождения» знаменитого мистико-аскетического и философского учения – тюркской ветви суфизма, а также место активного паломничества до сегодняшнего дня. Именно поэту-суфию Х.А. Ясави и его ученикам мы обязаны введением в мировой литературный оборот произведений на тюркском языке (огузо-кипчакский диалект), благодаря его творчеству священный Коран «заговорил» тюркским поэтическим языком и стал популярен на огромных просторах Евразии, а в казахской литературе появились такие жанры поэзии как хикмат и насихат (наставление). В целом, литературное творчество суфийских поэтов обогатило мировую литературу системой специфичных символов, аллегорий, образов и художественно-агиографических мотивов. А в городе, судя по письменным источникам и археологическим данным, функционировало большое количество мектепов, медресе и специальных учебных заведений ханак – обителей, предназначенных для обучения суфийским радениям.

Туркестан – идеологический, политический и административный центр казахской государственности. Он был столицей, где принимали иностранных послов из разных стран, избирались правители, проводились курултаи и принимались важнейшие решения о судьбе народа и государства, и именно здесь похоронены многие выдающиеся деятели казахской элиты: ханы, бии, батыры.

В 2000 году Туркестан отметил 1 500-летний юбилей, а прошлом году представитель ЮНЕСКО заявил, что городу 2800 лет. В связи с этим хотели узнать у вас как у ученого: каков настоящий возраст города Туркестан?

Проблематика определения возраста любого древнего города до сих пор является недостаточно разработанным вопросом в науке. К тому же дело усложняется тем, что иногда города по разным причинам меняют место. Так и Туркестан искал такое, которое позволило ему лучше выполнять свои обязанности. Широко известна история с перемещениями этого города, который как минимум дважды менял место и свое название (в X веке — Шавгар (Шавагар), с XII века — Ясы (Яссы). Но все же Туркестан продолжал оставаться центром примерно той же округи и выполнял те же функции, т.е. имел четкие, вполне определенные административные функции.

Наиболее раннее упоминание конкретно об Иасы (Ясы) встречается в описании обратного пути киликийско-армянского царя Гетума I из Монголии, куда он ездил ко двору великого хана Менгу в середине XIII в. Но город, конечно, древнее этого свидетельства. Самой продуктивной в проблематике определения возраста Туркестана стала археология. Именно ее результаты позволили говорить ученым и специалистам об относительном возрасте города в более 2800 лет, что опирается на археологическое исследование двух древнейших могильников, относящихся к XV в. до н. э.

По моему личному мнению, заявленный возраст Туркестана, если исходить из представленных коллегами материальных доказательств, вполне обоснован. Ведь даже условная дата образования города позволяет глубоко проанализировать процессы урбанизации городской культуры этого оазиса.

Какие были сделаны открытия за последние 10 лет на территории Туркестана?

Самым ярким археологическим открытием Туркестана, имевшим огромный резонанс в научных и общественных кругах, безусловно, стал крестообразный храм эпохи канглы (I-II вв.) на городище Культобе, обнаруженный в 2011 году известным археологом Ербулатом Акижановичем Смагуловым. После этот уникальный объект исследовался в рамках экспедиций Института археологии им. А. Маргулана и КазНИИК. Весь процесс исследования и осмысление археологических артефактов представлен в монографическом труде Е.А. Смагулова и его многочисленных статьях и докладах. Крестообразные храмы – это далеко не частый феномен, а довольно редкое явление. Это крестовидные сооружения в Таласской долине – Чоль-тобе, Кызыл-Кайнар – тобе, а также на северных склонах Каратау, которые по мнению многих специалистов, как и крестообразный культобинский храм относится к культу Солнца.

Пролить свет на историю Туркестана помог недавний проект Казахского научно-исследовательского института культуры «Реставрация исторических объектов городища Культобе», осуществляемый при финансовой поддержке компании ERG с 2019 года. Именно в рамках этого проекта Смагулов продолжил дальнейшие, еще более скрупулёзные исследования древней части городища Культобе (Ясы), где был обнаружен клад золотых изделий и ряд редких артефактов, ремесленная мастерская древнего ювелира, жилые и культовые помещения и многое другое, относящиеся к малоисследованной в науке кангюйской эпохе.

В том же году командой археологов КазНИИК обнаружены и исследованы и другие не менее уникальные объекты. Это, прежде всего, очень редкий в казахстанских реалиях комплекс помещений с алтарями X–XI вв., жилые дома от XII-XIII вв. до XIX в., гончарная мастерская XV–XVII вв., а также фрагменты древних мощенных улиц.

К примеру, помещения с алтарями – это круглые по фундаменту культовые постройки, где керамические алтари для возжигания огня расположены в самом центре. Особенностью этих сооружений является их катакомбный характер, обусловленный скрытым образом жизни его обитателей. Ведь в X–XI вв. идет активная исламизация местного населения. Эти помещения, скорее всего, представляли собой домашние святилища огня (или дом огня), аналоги которых до этнографической современности сохранились в отдаленных районах Таджикистана.

Исследования 2020-2021 гг. на археологическом памятнике «Городище Культобе» ознаменовались целым рядом открытий: зикр-хана и тахаратхана XVII–XIX вв., пятничная и квартальная мечети XVII – XIX вв., гостевой и торговый дом XIX в., крепостная стена XIX в., квартал торгово-ремесленного назначения XVIII–XIX вв., городской базар «Тим» XVII–XIX вв. и торгово-ремесленные постройки XIX в., квартал кузнецов и ремесленников XVII–XIX вв., кузнечный цех с рудоплавильными печами XVIII–XIX вв., юго-западная башня средневековой цитадели XV–XIX вв., крепостная стена древней цитадели I в. до н.э. – IV в.н.э. с 5 помещениями VI–VII вв. н.э. и другое.

Как видно, из списка объектов основную долю составляют объекты торгово-ремесленного назначения. В принципе, именно ремесленники и торговцы делали город городом, составляя его экономически стабильную основу. Наши исследования показали огромный спектр ремесел древнего Туркестана: гончарное, текстильное производство и обработка металлов, ювелирное дело. Но все же превалирующим было гончарное производство, которое характеризуется самобытным туркестанским стилем керамики, а у некоторых древних гончаров было даже собственное клеймо – своеобразный гарант качества производимой продукции.

Естественно, что любое производство требует рынка сбыта, который обеспечивался местными рынками, указанным базаром-тим, торговыми домами, а также продажами непосредственно на месте производства. Таким образом, ремесленная продукция пользовалась спросом у городского населения, сельских жителей и др.

Важной составляющей жизни традиционного общества была, безусловно, религия, чем объясняется разнообразие культовых построек Туркестана: мечетей и таких объектов, как зикр-хана и тахаратхана. Практически каждый квартал старого города имел собственную мечеть, предназначенную для ежедневных молитв, тогда как пятничная мечеть (жұма-мечеть) представляла собой гораздо большую по размерам постройку, где собиралось огромное количество людей. Относительно культобинских мечетей можно сказать, что они были построены с соблюдением классических параметров с использованием айванов, внутренних дворов и т.д.

Действительно уникальным объектом является зикр-хана XVII–XIX вв. – культовый объект суфийских дервишей, где они только проводили свои радения, но и жили. Примечательно, что в нижних слоях постройки был найден мавзолей, где, скорее всего, последнее пристанище нашли важные персоны из последователей ордена Ясави. На данный момент остеологический материал с мавзолея находится на антропологическом анализе, который, думается, прояснит многие аспекты научных исследований. Примечательно, что на этом и других объектах памятника «Городища Культобе» нами обнаружено большое количество бараньих лопаток со следами сработанности и отметинами. Это говорит о функционировании в городе представителей древней профессии – гадателей, называемых в казахской культуре жаураншы.

Какие трансформации и изменения этот город пережил в советский период?

Туркестан топографически делится на восточную и западную части, где первая относится к старому городу, занимающему довольно обширную территорию. Здесь главной архитектурной доминантой, как я уже говорил, является Мавзолей Х.А. Ясави, вокруг которого расположена вся историческая часть города – археологический памятник «Городище Культобе», «Ескі Түркестан», мавзолеи Рабиги бегим Султан, Есим хана, казарма и другие.

Начиная с 1875 года, согласно городскому плану, Туркестан стал развиваться в северо-восточную сторону с принципиально новой планировкой европейского типа, характеризуемой геометрически правильной сеткой квадратов и широкими улицами. На застройку западного района Нового Туркестана также повлияло строительство железной дороги Оренбург-Ташкент в 1901-1905 гг., которая сформировала в дальнейшем вытянутую структуру современной части города. К началу 1970-х гг. произошло слияние восточного и западного районов города, с общей протяженностью около 11 км. Конечно, рост города и промышленности привел к изменению природного ландшафта; город уже не был богат тополиными садами, сведения о которых встречаются практически во всех дореволюционных источниках; по тем или иным причинам иссякли водоемы, речки, некогда раскинутые водной сетью по всей старой части Туркестана. Но уникальность топографии города все же заключается в сочетании средневековых традиций радиально-кольцевой планировки и прямоугольной застройки последующих эпох, включая советский период.

Город уже не был богат тополиными садами, сведения о которых встречаются практически во всех дореволюционных источниках; по тем или иным причинам иссякли водоемы, речки, некогда раскинутые водной сетью по всей старой части Туркестана.

На территории «Городище Культобе» в советский период располагалось подразделение воинской части. Позже здесь был карьер для местного кирпичного завода, а затем образовалась стихийная свалка, что, разумеется, нанесло большой урон верхним культурным слоям памятника.

Как сегодня ведется реставрация и реконструкция историко-культурных объектов?

Научно-рестарационными работами и реконструкцией охвачена буквально вся буферная зона памятника Всемирного наследия – мавзолея Х.А. Ясави в более чем 80 га., которая в принципе на сегодняшний день уже близится к своему логическому завершению. Практически все работы на этом уникальном объекте изначально были утверждены на 43-й сессии заседания Комитета по всемирному наследию ЮНЕСКО в 2019 (Баку, Азербайджан), где лично я был в составе рабочей группы по формированию политики и мероприятий для сохранения международного статуса Мавзолея Х.А. Ясави. В рамках этих утвержденных мероприятий и велась научно-реставрационная работа на многослойном археологическом памятнике «Городище Культобе» с территорией в 30 га.

Среди основных моментов можно назвать: грамотную технологию консервации, а их более 23 разновременных исторических объектов, датируемых от I-II вв. до нач. ХХ в. с помощью геотекстиля, позволяющего сохранить аутентичные слои; изготовление и кладку сырцового кирпича на основе традиционных технологий производства не выше полутора метров в высоту, что позволяет главному памятнику буферной зоны – Мавзолею доминировать в черте старого города, а культобинским объектам служить его историческим «фоном»; и еще ряд технологических новшеств, позволяющих говорить об уникальном опыте по сохранению столь хрупкой во многих планах сырцовой архитектуры.

Надо отметить, что историческая застройка старого города практически полностью утрачена. И, уже по прошествии трех лет реализации нашего проекта даже не верится, что на ранее заваленной мусором территории, шаг за шагом вырисовываются черты древнего города – его узкие улочки, некогда шумные базары и лавочки, жилые дома и различные общественные сооружения – городские бани, ремесленные мастерские, кузнечный цех, торговый дом и многое другое, т.е. город вкупе со всеми, приводящимися здесь работами получает свое «второе рождение».

Думается, что по завершению наших работ и благоустройства территории памятника «Городище Культобе» для широкой общественности и любителей истории откроется в самом деле уникальный археологический парк, демонстрирующий всю палитру городской жизни древнего Туркестана в течение многих веков.

Каков потенциал исторического туризма Туркестанской области?

Туркестанский оазис называют краем древних городов, святых мест, старинных мечетей и природных заповедников. Если говорить об историческом туризме, то здесь локализуются ряд древних городов и городищ. Из них, конечно же, в первую очередь – это легендарный Отрар, великолепный Сауран с уникальной системой подземных колодцев и водопроводов, сам город Туркестан и ряд таких знаменитых городищ как: Аксумбе, Актобе, Карнак, Кокмардан, Жуантобе и другие, сведения о которых встречаются в дореволюционных источниках.

Общая численность городищ на территории Туркестанской области составляет более 25 известных городищ. Каждое из них, имея в принципе одинаковую типологическую структуру цитадели, шахристана и рабада, отличаются по размерам и исторической роли. К примеру, городище Карнак было крупным металлургическим центром, где выплавлялись медь, чугун, свинец и другие металлы. Именно здесь был отлит знаменитый тайказан с мавзолея Х.А. Ясави – великолепное произведение искусства средневековых мастеров; городище Сидак славится своим комплексом алтарей и артефактами доисламских верований, а его жители занимались различными видами ремесел и поливным земледелием. Однако, не все городища являются хорошо исследованными памятниками, многие из них еще даже не раскрыты.

Интерес представляют и старинные мечети Туркестанской области, к примеру, архитектурный комплекс Аппак-Ишана конца XIX века, который находится в поселке Шаян Байдибекского района. Как известно, Аппак-Ишан, настоящее имя – Сейидахметулы Максум Ишан, был убежденным последователем суфизма и еще при жизни пользовался огромным уважением у населения. Так, мечеть-медресе, носящее его имя, отличается великолепным архитектурным решением и социокультурной значимостью в жизни региона.

Но все же при большом количестве историко-культурных объектов на территории Туркестанского оазиса, главной причиной, тормозящей развитие историко-культурного туризма, является недостаточная его организация. Порой даже невозможность обеспечить все необходимые условия для комфортного пребывания туристов за пределами самого города Туркестан.

Как вы думаете, придание Туркестану статуса духовной столицы тюркских народов является логическим завершением тюркской интеграции?

Тюркская интеграция, конечно же, не вопрос одного дня и требует дальнейшей детальной проработки по многим аспектам: политической, экономической и культурной. Но многое в этом направлении уже сделано: Анкарское заявление (1992), Стамбульская встреча (1994), Бишкекский саммит (1995), Ташкентская декларация (1996), Бакинский саммит (2000) и многие другие, способствовавшие установлению тесного межтюркского диалога.

В последние годы в «тюркском» факторе прослеживается появление институциональных структур, где экономико-политическое сближение дополняется культурной составляющей. К примеру, на саммите в Бодруме (2014) основной темой обсуждений был туризм, который очень сильно развился в пределах тюркского мира и в Туркестане, в частности. Возможно, этот фактор сыграл решающую роль в принятии города Туркестан в Организацию городов Всемирного наследия (OWHC) в феврале 2021 года.

Сейчас в области культурной и научной интеграции тюркских народов активно работают ТЮРКСОЙ, Тюркский совет, Международная тюркская академия и многие другие.

Судьбоносным для города стал неофициальный саммит Совета сотрудничества тюркоязычных государств, проведенный в апреле 2021 года. Именно он официально объявил город Туркестан – духовной столицей тюркского мира. На этом заседании Глава государства Касым-Жомарт Токаев призвал начать модернизацию тюркской цивилизации, прежде всего, с представления всему миру наследия Ясави и священного Туркестана.

Думается, что придание Туркестану статуса духовной столицы тюркского мира – один из важных шагов в деле духовной модернизации современного общества и, несомненно, будет способствовать солидарности народов, основанной на общих истории, языке, культуре и традициях.

Фото: baribar.kz

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Нажмите, чтобы прокомментировать

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Самые Популярные

Редакциямен байланыс:

E-mail: info@newsroom.kz

Телефондар: +7 (775) 186-21-13, Нұр-Сұлтан қ.

ZERO.kz

Лицензия

Выдан Свидетельство ИА «NewsRoom +» №16544 от 25.05.2017 г. Министерством информации и коммуникации РК.
©️ 2017-2022
При использовании материалов сайта, просим вас обязательно указать ссылки. Напоминаем, что на информационном портале полностью защищаются авторские и другие права. Редакция не разделяет личное мнение автора. За рекламу и разного рода объявления ответственность несет рекламодатель.