Наука

Сакральная дорога в науку

Научные учреждения появились на территории Казахстана в начале 20 века. Первоначально это были сельскохозяйственные и семеноводческие научные станции передает newsroom.kz.

В 1925 году в Алматы открылся первый санитарно-бактериологический научный институт, а в 1926 году открыт Казахский институт просвещения в г. Ташкенте, специально для Казахстана, в г. Алматы же, первый вуз открылся в 1928 году — Казахский педагогический институт.

В 1932 году была создана казахстанская база Академии наук СССР, которая в 1938 году была преобразована в Казахский филиал Академии наук СССР, в котором в начале 1940-х годов работало 100 научных сотрудников, в том числе 3 доктора и 14 кандидатов наук. В этот период в республике функционировало 12 вузов, 11 научно-исследовательских и проектно-технологических организаций, 2 проектных института, 2 сельскохозяйственные опытные станции, 6 заводских научно-исследовательских и конструкторских подразделений, ботанический сад и зоологический парк в городе Алматы.

31 мая 1946 года года было принято постановление «Об учреждении Академии наук Казахской ССР».

В первый состав Академии вошло 14 академиков и 16 членов-корреспондентов, включая видных деятелей науки, техники и культуры Казахстана: писатель Мухтар Ауэзов, ученые-химики Абикен Бектуров и Михаил Горяев, паразитолог Илларион Галузо, музыковед, композитор Ахмет Жубанов, геологи Николай Кассин и Михаил Русаков, лингвисты-тюркологи Смет Кенесбаев и Нигмет Сауранбаев, специалист в области систематики и ботанической географии Николай Павлов, астрономы Гавриил Тихов и Василий Фесенков, историк Серафим Юшков.

Первым президентом Академии наук Казахстана избран Каныш Имантаевич Сатпаев, первый казахский доктор наук (1942 г.), первый академик Академии наук Советского Союза (1946 г.), первый лауреат Государственной премии СССР (1942 г.) и Ленинской премии (1958 г.) в области науки и техники среди ученых стран Востока.

Личность Каныша Имантаевича пример для молодого поколения казахстанцев, причем не только для будущих ученых, но и всех, кто любит свою страну и готов работать ради ее процветания. Его предельно точные исследования до сих пор не утратили актуальности. По картам, созданным К.И. Сатпаевым, продолжают вести добычу минералов, а многочисленные труды казахстанского ученого с интересом изучают не только подрастающее поколение казахстанских геологов, но и зарубежные ученые.

С первых лет своего создания Национальная академия наук республики развернула широкие исследования по освоению богатейших природных ресурсов, внесла огромный вклад в развитие промышленности, сельского хозяйства, культуры страны, в решение важнейших проблем экономического, социального и духовного развития казахстанского общества.

В последующие годы президентами Академии наук избирались: ученый-горняк, академик Д.А. Кунаев, ученый-энергетик, академик Ш.Ч. Чокин, ученый-геолог, академик, лауреат Ленинской премии Ш.Е. Есенов, ученый-металлург, академик Ан СССР и КазССР, лауреат Государственных премий СССР и Каз ССР А.М. Кунаев, ученый-биолог, лауреат Ленинской премии М.А. Айтхожин, ученый-математик, лауреат Государственных премий СССР и Каз ССР У.М. Султангазин, ученый-экономист, академик К.А. Сагадиев, ученый-ядерщик, д.ф.-м.н., проф. В.С. Школьник, ученый-биолог, академик Н.А. Айтхожина, ученый-геолог, академик С.Ж. Даукеев, сейчас Президентом Национальной академии наук Республики Казахстан является ученый-химик, лауреат Государственной премии РК Мурат Журинович Журинов.

Одним из актуальных направлений работы Академии наук Казахстана всегда была подготовка интеллектуального потенциала, основы научного развития любой страны. Необходимым условием для этого является организационно-рациональная, системная работа по подготовке молодых научных кадров. Хорошим примером был исторически сложившийся в течении XX века опыт советского государства по подготовке аспирантов. В СССР аспирантура создана в 1925 г. при Наркомпросе РСФСР и стала официальной системой подготовки научных кадров, в тридцатые годы распространилась в НИИ и вузы страны. Сам термин «аспирантура» имеет латинскую основу: aspiro – стремлюсь, стараюсь приблизиться.

Первые кандидатские диссертации в республике были защищены в 1934 г. и оставались главным путем получения ученого звания, но в 1980-е годы система подготовки научных кадров стала характеризоваться попытками реформирования науки, системы образования на всех ее уровнях.

Сильнейший научный потенциал советского периода, начиная с 1990-х годов начал терять свои позиции. Последовали годы неуклонного и резкого спада всех параметров, составляющих научную деятельность: снижение или отсутствие финансирования научных исследований, не востребованность как их результатов, так и труда научных сотрудников в целом. Закрывались многие научные институты. Все это привело к общему снижению результативности науки, и главное, к сильной текучести кадров. Так, с 1991 по 2000 годы количество научных сотрудников в республике сократилось почти вдвое: с 27,6 тысяч до 14,8 тысяч.

В эти кризисные годы все же предпринимались шаги по формированию нормативной базы в сфере науки. Уже в 1992 году был принят Закон «О науке и государственной научно-технической политике Республики Казахстан», который определил основные принципы развития науки в республике на данном этапе. В 2000-е годы для дальнейшего закрепления реформ и определения новых задач в сфере науки были приняты Закон РК «О науке» и «Государственная программа развития науки Республики Казахстан на 2007-2012 годы».

Новая модель управления наукой с учетом передового мирового опыта и современных условий, была представлена в принятом в 2011 году новом Законе РК «О науке». Данная модель включала такие реформы, как введение новых форм финансирования, новых структур управления наукой для реализации ее основного принципа – конкурсного отбора научных проектов на основе многоуровневой экспертизы с широким привлечением зарубежных экспертов, а также глубокая интеграция науки и образования, усиление вузовской науки, связи науки с реальным сектором экономики и другие.

Продолжением работы по реформированию науки стал принятый в 2015 году Закон РК «О коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности», который был направлен на разработку новых механизмов практической реализации научных исследований, обеспечение внедрения в производство результатов научных исследований.

Предпринимаемые государственные меры были нацелены на широкое стимулирование научно-исследовательской деятельности, для подготовки научных кадров по новым программам докторантуры PhD были увеличены гранты – свыше 2 тысяч в год, а также количество зарубежных научных стажировок, в том числе по международной программе «Болашақ».

С 2020 года проводится техническая модернизация научно-исследовательских институтов, в 2020 г. по новой бюджетной программе модернизации и укреплению базы научных организаций 23 института приобрели лабораторное оборудование на сумму 2,8 млрд. тенге, в 2021 г. выделено из бюджета государства более 3,8 млрд. тенге.

Расширены конкурсы на финансирование проектов, которые являются основным источником оплаты труда научных сотрудников. Так, если ранее конкурсы на грантовое финансирование научных проектов проводились лишь один раз в три года, то с 2020 года проводятся по 5 конкурсов. Впервые были введены новые виды грантов: трехлетние на коллаборацию, годичные, а также для молодых ученых.

Для решения новых задач, которые стоят перед научной сферой,  разработан учеными «Национальный проект по развитию науки», на основании которого подготовлен пакет изменений Закона «О науке». В 2022 году научные сотрудники включены в перечень базового финансирования НИИ, которые проводят фундаментальные, стратегические для страны исследования.

В настоящее время развитие научной сферы, повышение ее результативности входит в круг первоочередных и актуальных задач государства. Президент Республики Казахстан К.К. Токаев поручил существенно увеличить финансирование науки. Так, объем финансирования науки на 2020-2022 годы увеличен вдвое, а к 2025 году планируется увеличить до 1% от ВВП.

Так, в Казахстане численность научных работников за последнее десятилетие неуклонно растет с 15,8 тысяч в 2009 году до 21,8 тысяч человек в настоящее время. Наметилась и тенденция притока молодежи в науку – молодые ученые составляют 37,5% из общего количества исследователей, тогда как в 2010 году их численность составляла 24 %.

В связи с позитивными процессами, происходящими в развитии казахстанской науки, актуальным видится подготовка высококвалифицированных специалистов для науки. 2 февраля 2022 года под эгидой Министерства образования и науки Республики Казахстан прошел Форум высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов по развитию интеграции науки и образования. В работе Форума приняли участие министр МОН РК Айтмагамбетов А.К., директора научно-исследовательских институтов Комитета науки, ректора высших учебных заведений республики. В своем докладе, министр отметил важность интеграции науки, образования и производства для подготовки молодого поколения будущих специалистов, дальнейшему научно-инновационному развитию, как вузов, так и потенциала научно-исследовательских институтов.

Научно-исследовательские институты КН МОН РК, базирующиеся в комплексе «Ғылым ордасы» в рамках интеграции с КазНУ им. аль-Фараби с 2014 по 2022 годы реализовали более 20 совместных образовательных программ, завершили обучение 559 человек: 385 магистров и 174 докторов PhD, около 100 ученых НИИ были задействованы в учебном процессе, ими опубликовано более 1 000 статей, из них в Базе данных Scopus/TR порядка 200 научных статей. 90% выпускников совместных образовательных программ трудоустроены в НИИ, обучающиеся прошли стажировку в более 55 зарубежных высокорейтинговых вузах и международных научных организациях.

Наука Казахстана развивается быстрыми темпами, готовятся молодые кадры. Одним из ярких показателей плодотворного развития научного потенциала Казахстана является большой успех отечественных ученых в борьбе с пандемией коронавируса. Так, благодаря высоким результатам работы ученых Научно-исследовательского института проблем биологической безопасности Казахстан стал 5-й страной мира, кто разработал свою собственную вакцину от COVID-19.

Материально-технические условия для ученых создаются, теперь мы должны расширять сакральные дороги в науке и передать свой опыт молодежи.

 

 

Уалтаева А.С. – Ведущий научный сотрудник

Института истории и этнологии

им. Ч.Ч. Валиханова,

руководитель Центра подготовки

научных кадров «Fылым Ордасы»,

кандидат исторических наук, ассоциированный профессор

 

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 4.1 / 5. Количество оценок: 9

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

1 Комментарий

1 Комментарий

  1. Pingback: Сакральная дорога в науку — Республиканское государственное предприятие «Ғылым ордасы»

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован.

Самые Популярные

Редакциямен байланыс:

E-mail: info@newsroom.kz

Телефондар: +7 (700) 685-71-25, Нұр-Сұлтан қ.

ZERO.kz

Лицензия

Выдан Свидетельство ИА «NewsRoom +» №16544 от 25.05.2017 г. Министерством информации и коммуникации РК.
©️ 2017-2022
При использовании материалов сайта, просим вас обязательно указать ссылки. Напоминаем, что на информационном портале полностью защищаются авторские и другие права. Редакция не разделяет личное мнение автора. За рекламу и разного рода объявления ответственность несет рекламодатель.