Интервью

Деструктивное способы воздействия на молодёжь

экстремизм

Проблема религиозного экстремизма в молодежной среде обусловлена опасной тенденцией нарастания терроризма в современном мире и превращением в одну из глобальных проблем современности. О проблеме религиозного экстремизма и воздействии деструктивных религиозных течений на молодежь мы поговорили с религиоведом, специалистом столичного Центра изучения религий Нурсултаном Дихамбаевым.

Нурсултан Женисович, расскажите какие качества характеризуют личность экстремиста?

— Исследования личности экстремиста в большинстве случаев характеризуют его как дезадаптированного в существующей социальной реальности маргинала, испытывающего беспокойство перед будущим, агрессивно настроенного, тяготеющего к силовым способам решения жизненных проблем, пренебрегающего правовыми нормами.

Выявленные особенности позволяют обозначить так называемый «комплекс силовика», представляющий собой некий ряд взаимодополняющих и органически увязанных между собой правил и установок поведения, наи6олее часто встречающихся у экстремистски ориентированной личности и легко обнаруживаемых эмпирически. Как-раз-таки, наличие подобных установок можно наблюдать у значительной массы молодых людей, некоторые из них характеризуют естественные особенности развития молодой психики.

Однако отличие экстремиста в том, что у него они проявляются в целостном единстве, формируют, таким образом, устойчивую экстремистскую направленность.

Какие качества можно выделить в упомянутом Вами «комплексе силовика»?

— В общем виде можно выделить следующие составляющие «комплекса силовика»:

— нетерпение, стремление достигать целей кратчайшим путем; отрицание компромисса, использование силовых методов давления;

— согласие с принципом «цель оправдывает средства»;

— отрицание равенства человеческих прав и возможностей; склонность к агрессии, способность применить насилие ради собственных интересов;

— низкая значимость человеческой жизни как своей, так и окружающих.

Ведущий блок принципов, из которых складывается комплекс, это предпочтение кратчайшего пути к цели, игнорирование прав человека и признание принципа «цель оправдывает средства» как идеологического и нравственного оправдания силового действия.

Почему именно молодежь наиболее всего подвержена радикализации?

— Как известно, экстремистами и террористами не рождаются, ими становятся при наличии соответствующих объективных условий и субъективных факторов. Особенно питательной средой для пополнения рядов подобных организаций выступает молодежь, склонная к агрессивно-экстремистским действиям.

Помимо указанной склонности, молодое поколение изначально, по своей природе, возрасту и положению в обществе обладает теми специфическими чертами мышления и поведения, которые при определенных условиях и целенаправленной деятельности могут также привести в ряды экстремистов. Такими особенностями выступают максимализм и нигилизм, радикализм и нетерпимость, непримиримость, склонность к неформальным объединениям, мировоззренческая неустойчивость и проблемы самоидентичности.

Какие методы воздействия на молодежь используются религиозными радикалами?

— Многие из вербовщиков прошли профессиональную подготовку, изучая инновационные трансовые методики, позволяющие им полностью манипулировать сознанием человека, независимо от возрастных и психологических особенностей его личности.

Вербовщики, используя свои профессиональные навыки и умения, осуществляют деятельность, направленную на подрыв принципов толерантности и межконфессионального согласия между верующими в нашей стране. Технология обработки сознания человека и воздействия на его поведение в таких религиозно – экстремистских и террористических организациях состоит из целого ряда психологических методов. В основе этих методов «лежат» такие способы, которые у психологов получили название — «зомбирование», «психологическое программирование» и т.д.

Учитывая развития медиа-пространства и сети Интернет в целом, какие тенденции существуют?

— Действительно, с развитием электронных медиа и Интернета мы также видим активную трансформацию медиапространства и самого человека. Человек XXI века сильно отличается от своих предшественников «доцифровой эпохи». В новом тысячелетии ему свойствен новый тип мышления, который исследователи называют «NET-мышлением».

Представители деструктивных религиозных течений, являясь профессионалами в области психологии, религии, менеджмента успешно адаптировали достижения современной жизни и активно используют в своей деятельности. Такие качества Интернета как простота, доступность и относительное отсутствие контроля сделали Интернет и социальные сети полем деятельности деструктивных организаций, в том числе и экстремистского толка.

Из последних, наиболее распространенных трендов в Интернете можно выделить использование таргетированной рекламы. Обычно, фото в виде цитаты из Корана или Библии загружаются в «таргет» в социальных сетях под видом мирного успокоительного контента, или наиболее интересных вопросов по теме религии, например, «Что будет после смерти?», «Как пережить смерть близкого человека», «Как выбрать мужа или жену» и т.д. Далее, пользователь, увидев данный контент может поставить лайк, оставить коммент, сделает репост или подпишется на группу, показав этим свою заинтересованность, тем самым запустит возможный процесс радикализации с последующей вербовкой.

Есть-ли какие-либо средства защиты от деструктивной идеологии?

— Как отмечают казахстанские психологи, для устранения вербовки молодых людей в религиозно-экстремистские и террористические организации через Интернет, необходимо сформировать у них адекватный уровень адаптационных возможностей, в условиях агрессивной информационной и социальной среды, увлеченности социальными сетями и верой в «виртуальный мир».

Устойчивость к негативным факторам может сформироваться у молодежи путем максимального полного информирования о том: какие религиозно- экстремистские и террористические организации существуют; как вести разговор с их вербовщиками; какие методы психологического воздействия на личность они используют на сознание человека через Интернет?

Существуют следующие рекомендации, позволяющие человеку «отгородиться» от психологического воздействия вербовщиков среди которых можно выделить:

А) Не «выносить» в социальные сети личную информацию, особенно той, в которой отражаются психологические проблемы и затруднения у человека;

Б) Не отвечать на сомнительные запросы в социальных сетях;

В) Проверять периодически информацию, особенно касающуюся заманчивых предложений, в отношении предоставления высокооплачиваемой работы;

Г) Если интересуетесь религией – обратитесь к специалистам – имамам, священникам, религиоведам, теологам.

Нурсултан Женисович, куда можно обратиться в случае если человек столкнулся с воздействием деструктивных религиозных течений?

— Если Вы или Ваши близкие столкнулись с проявлениями деструктивной религиозной идеологии, то Вы можете обратиться в наш Центр изучения религий, позвонив на номер Единого контакт Центра iKomek-109. В нашем Центре Вам помогут подготовленные религиоведы, теологи, психологи и юристы. Также следует отметить, что звонок абсолютно анонимный.

Спасибо за интервью!

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 4.5 / 5. Количество оценок: 2

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Нажмите, чтобы прокомментировать

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован.

Самые Популярные

Редакциямен байланыс:

E-mail: info@newsroom.kz

Телефондар: +7 (700) 685-71-25, Нұр-Сұлтан қ.

ZERO.kz

Лицензия

Выдан Свидетельство ИА «NewsRoom +» №16544 от 25.05.2017 г. Министерством информации и коммуникации РК.
©️ 2017-2022
При использовании материалов сайта, просим вас обязательно указать ссылки. Напоминаем, что на информационном портале полностью защищаются авторские и другие права. Редакция не разделяет личное мнение автора. За рекламу и разного рода объявления ответственность несет рекламодатель.