Авторитетный деятель Туркестанской автономии и жертва репрессий – Мухамеджан Тынышбаев
Авторитетный деятель Туркестанской автономии и жертва репрессий – Мухамеджан Тынышбаев
Мухамеджан Тынышбаев-видный казахский политический и общественный деятель, один из основоположников движения алаш, член правительства Алашорды и заместитель его председателя, ученый-историк, первый инженер железнодорожных казахского происхождения, сообщает newsroom.kz.
М. Тынышбаев родился 12 мая 1879 года в Семиреченской области, Лепсинского уезда, в районе горы Ешкиольмес волости Маканчи-Садыр, в своем имении, которое он назвал змеиной горой (ныне село Кабанбай). Благодаря своему рвению учиться с самого раннего возраста, в возрасте десяти лет он поступил в двухлетний подготовительный класс мужской гимназии в верном. Трудолюбивый мальчик отличался хорошим нравственным нравом и чтением уроков.
Мухамеджан ежегодно переходил из класса в класс с наградой I степени. Эту гимназию он заканчивает с золотой медалью. Учась в гимназии, Мухамеджан отличался любознательностью, разносторонностью и выступил с докладом на 100-летнем юбилее А. С. Пушкина, который состоялся в 1899 году в городе Верный. Директор гимназии просит военного губернатора Жетысуской области назначить Мухамеджана специальной стипендией для обучения в высшем учебном заведении, заявляя, что он «не только блестящий ученик, но и настоящий талант».
В 1900 году Тынышбаев поступил в Императорский институт дорожного сообщения в Санкт-Петербурге, а в 1906 году окончил это учебное заведение.
Будучи студентом, Мухамеджан активно участвовал в общественной и политической жизни белых, писал статьи в прессе, критикующие центральную власть, и выступал против политики, проводимой королевским правительством. Он принимал участие в мероприятиях, организованных партиями, оппозиционными царскому правительству.
Мухамеджан совместно с журналистом В. Жаботинским, под руководством Морозова, корреспондента газет «критика отечества», «Радикал» и «Руский Туркестан», который принимал активное участие в революционных движениях 1905 года и впервые пропагандировал и распространял идею свободы и свободы среди казахов Семиречья, в 1905 году создал Союз автономистов - федералистов. Рукопись доклада Тынышбаева «казахи и освободительное движение» в газете «Русский Туркестан» была изъята и обвинена на съезде Союза. В 1905-1906 годах Мухамеджан был арестован в верном.
Тынышбаев принял участие и выступил с докладом на съезде, организованном Союзом автономистов в ноябре 1905 года. В нем он отметил, что " земельные вопросы казахов – безусловно, очень важны... что преследует правительство: во-первых, уничтожение казахов как самостоятельной нации и русификация всего края; во-вторых, превращение казахов в қау бессильную толпу; в-третьих, лишение ежелгі древней славы ... какая кровавая, зловещая цель?!- резко произнес он. С этого времени он начинает активно участвовать в общественно - политической жизни. (Ескендирович м. министры "Алаш Орды".- Алматы, 2008. - 42 С.).
После окончания института Мухамеджан был направлен на службу в строй Среднеазиатской железной дороги в качестве инженера-специалиста.
В 1907 году он был избран депутатом II Государственной Думы от Семиреченской области и работал там в составе аграрной комиссии. После роспуска думы Мухамджан был назначен особо полномочным инструктором-инженером Среднеазиатской железной дороги и принял участие в строительстве моста через реку Амударья.
В 1911 году был назначен начальником и главным инженером строительства железной дороги Урсатьевск – Андижан.
В 1914 году Мухамеджан работал главным инженером строительства железной дороги Арыс-Аулиеата.
М. Тынышбаев заранее предвидел последствия народного подъема, который был оспорен указом от 26 июня 1916 года, и призвал к спокойствию. Царизм царизма в наказании казахов и киргизов, восставших из местных властей, проявил активность в украшении произвола царского правительства. В 1917 году после Февральской революции был назначен заместителем комиссара Семиреченского областного Временного правительства.
Тынышбаев активно участвовал в движении Алаш. Он принял участие в съезде представителей центральных исполнительных комитетов Туркестанского края. Как член Туркестанского комитета Временного правительства Мухамеджан организовал помощь кыргызским беженцам, перебравшимся в Китай в 1916 году в Семиреченской области. Тынышбаев принял участие в I Общеказахском съезде, где был выдвинут кандидатом в депутаты Всероссийского Учредительного собрания. Он возражал против попыток Совета рабочих и солдатских депутатов взять власть в свои руки в Туркестанском крае.
В эти годы Мухамеджан принял участие в четвертом съезде мусульман тюркского края, где был избран председателем Временного правительства и министром внутренних дел созданной Туркестанской автономии. На втором Всеказахском съезде Тынышбаев был избран в состав правительства Алашорды. Вместе с деятелями движения "Мухамеджан алаш" казахская страна предприняла усилия по восстановлению самостоятельности, сохранению благополучия страны. С этой целью он вместе с членами правительства Алашорды, такими как А. Бокейханов, Х. Габбасов, Р. Марсеков, У. Танашев принял участие в переговорах с Временным Сибирским правительством, Комитетом членов Всероссийского Учредительного собрания и правительством Колчака.
Мухамеджан также организовал материальную помощь для спасения казахов в районе Жетысу от голода и различных бедствий. 1 октября 1920 года в Ташкенте был открыт Казахский институт народного просвещения, где Тынышбаев много работал. Для института Тынышбаев организовал сбор финансовой помощи из страны и собрал казахскую молодежь из Сырдарьинской и Жетысуской областей для обучения в этом учебном заведении. Тынышбаев читал лекции по математике, физике, химии, истории тюркских народов в институте народного просвещения. Он также активно занимался научной работой.
Тынышбаев был членом Туркестанского отделения Русского географического общества, Общества изучения Казахстана, организации «Талап». Мухамеджан также принимал активное участие в деятельности организации» Туркестанское национальное единство".
Тынышбаев написал крупные научно обоснованные труды, посвященные сложным, ранее неизведанным периодам истории нашего народа. Его глубокое понимание истории, его исследовательское мастерство, его систематическое рассмотрение крупных событий, повлиявших на жизнь казахского народа, его дальнейшую судьбу. Об этом свидетельствуют работы Тынышбаева по разным темам: «летопись кыргызско-казахских родов», «кыргызско-казахское происхождение», «о казахском этнониме», «история развала Золотой Орды и создания Казахского ханства», «Актабан шубырынды». Стремление к широкому освещению сложных вопросов, рассматриваемых в отдельности как эпоха навоза, период Средневековья, Нового времени казахской истории, говорит о том, что у М. Тынышбаева есть своя устоявшаяся научная точка зрения.
Произведения Тынышбаева отличаются написанием в контексте национальных интересов. Он твердо придерживался принципа, что для того, чтобы написать историю того или иного народа, необходимо в совершенстве владеть языком, традициями, культурой той или иной нации, и настаивал на том, чтобы этот принцип следовали и другие исследователи.
В 1924-1925 гг. на основе доклада Туркестанского отделения Русского географического общества Мухамеджан опубликовал» материалы к истории кыргызско-казахского народа«, в дополнение к которому-» кыргызско-казахи в XVII и XVIII веках". В них М. Тынышбаев рассматривает казахские генеалогические данные в сравнении с русскими, восточными, китайскими. Он критически относился к данным, которые использовал, и постоянно сравнивал их с устными историческими данными. Говоря об истории киргизско-казахского народа, Тынышбаев отметил, что среди многих исследователей только исследования Вельяминова-Зернова и Левшина, а остальные просто скопировали их.
"Авторы, - говорит М. Тынышбаев, - искали в разных источниках о киргизах только слово «қазақ«, полагая, что в каждый килый период они были основным племенем, к которому присоединились разные тюркско-монгольские племена; тем не менее, ни один из них на современном этапе не занимался вопросом определения того, какие киргизские племена будут потомками казахов». Поэтому необходимо знать историю происхождения, развития каждого клана казахского народа. » Невозможно представить себе общее перемирие исторической судьбы казахского народа без предварительного изучения генеалогии каждого клана казахского народа, а также выяснения того, с кем он столкнулся в какой момент",-резюмирует он генеалогию каждого клана в хронологическом порядке. (Тулбасиева С. Мухамеджан Тынышбаев-исследователь казахской летописи.// Казахская история.- 2004. - №1. - с. 84).
В результате таких трудов инженер М. Тынышбаев выступает как историк, краевед. Основа – универсальность, характерная черта большинства граждан Алаша, правивших страной в те времена. Наряду с общественной деятельностью они углубляются в различные сферы истории казахского народа, исследуют его творческую деятельность. Один из Солардын и один из них-Мухамеджан Тынышбаев.
Несмотря на бурные времена начала ХХ века, М. Тынышбаев продолжает вести научно-исследовательскую работу. В 1920 году Мухамеджан был одним из создателей общества изучения казахского края, приняв участие в выпуске журнала «Сана». На страницах этого журнала начинают публиковаться творческие труды интеллигенции, которая заботилась и преследовала интересы казахского народа. В числе них-труд М. Тынышбаева «турецко-монгольская история» в 1-м номере 1923 года. В нем подробно рассказывается о географическом положении, структуре, характерном общественном культурном развитии казахских племен до монгольского нашествия в ХІІ веке.
М. Тынышбаев занимается краеведческими этнографическими исследованиями с 1925 года, будучи членом отделения Русского географического общества г. Ташкента. В 1925-1926 гг. опубликованы критические замечания М. Тынышбаева к труду Чулошникова «очерки казахско-кыргызской истории». В данном труде анализируются и анализируются с помощью реальных данных заблуждения националистического, любящего истину гражданина Чулошникова, который во многом не выдержал фальсификации казахской истории.
Тынышбаев работал в управлении водного хозяйства Автономной Республики Туристан в 1922 году, в оросительном отделе в Ташкенте в 1924 году, в строительно-ремонтных работах в городе Кызылорда в 1925 году, в дорожном отделе Жетысуского губернского исполнительного комитета в 1926 году и зарекомендовал себя как квалифицированный инженер-специалист. Он работал на разных должностях и внес значительный вклад в развитие нашей страны. Особое внимание необходимо уделить двум главным направлениям его труда: первое, вклад в подлинную историю казахского народа; второе, заслуги Тюрксибского континента.
В 1926 году под непосредственным влиянием Турара Рыскулова Мухамеджан принял участие в строительстве Туркестано-Сибирской железной дороги. Был проектировщиком, главным специалистом этого континента. Профессиональное мастерство Тынышбаева было признано в ходе строительства Турксиба.
Мухамеджан Тынышбаев поцеловал своих детей Фатанад-Бану, Фатыму, Искендер, Дину от первой супруги Гульбахрама. Гульбахрам, врач по специальности, умер в 1922-1923 гг., находясь в противочумном санитарном соединении с казахскими селами.
После смерти гульбахрама Мухамеджан, который почти семь лет не женился и ухаживал за своими детьми, в 1930 году развлекал кумыкскую дочь Амину Ибрагимовну Шейх-Али. В 1931 году их сын Даулет открыл двери мира.
."Семейная жизнь моих родителей длилась недолго. Эти мужчины поженились в апреле 1930 года. Когда я родился, отца увезли на следствие сотрудники НКВД (Народный комиссариат внутренних дел). Поэтому мою недавно родившуюся маму вытащили из перерезентханы брат, а друга моего отца Дауда и дядю Магипарваза. При заполнении свидетельства о рождении отец, находившийся в тюрьме, сказал моей матери: "назови имя Даулет. Но пиши фамилию Шейх-Али". Моя мама заполняла мои документы по той же платной, что и мой отец. Этот человек, вероятно, хотел, чтобы я так выжил. Итак, по документу: место рождения-Алматы. 1931. национальность-Казах. Тегим-Мухамеджанович. А фамилия моя-Шейх-Али " -вспоминает сын Даулет Шейх-Али. (Мухаметжан Тынышпаев.// Молодой Алаш.- 2011. - 20 января.- 3 С.).
Несмотря на эти заслуги, Тынышбаев был репрессирован советскими властями и во время строительства Турксиба был арестован 3 августа 1930 года и освобожден из тюрьмы весной 1931 года. В 1932 году он был повторно арестован и сослан в Воронеж на пять лет. Отбыв наказание, он освободился из черноземной зоны России в 1937 году и присоединился к семье в Уфе.
По окончании срока ссылки М. Тынышбаев, прекрасно понимая, что репрессии на этом не закончатся, отправляет супругу и сына к родственникам Амины Ибрагимовны из Уфы. Сам через территорию Западного Казахстана приезжает в Ташкент, в свою старшую дочь Фатанад-Бану. Мухамеджан, не останавливаясь в Ташкенте, устраивается на работу на железную дорогу Кандыагаш – Гурьев. Но он скоро вернется в Ташкент из-за ухудшения здоровья.
21 апреля 1937 года Мухамеджан Тынышбаев был арестован Наркоматом внутренних дел Узбекской ССР. Ему было предъявлено обвинение в» классовом враге«,» буржуазно-националистическом " и он был приговорен к расстрелу в Ташкентской тюрьме в 1938 году.
Как сказала дочь Фатыме: "я не устала честно трудиться в своей жизни. Вся цель состояла в том, чтобы разбудить мой народ и начать светлую жизнь», - отметил М. Тынышбаев. (Ескендирович М. "министры" Алаш Орды".- Алматы, 2008. - 43 С.)
В настоящее время Казахская академия транспорта и коммуникаций г. Алматы носит имя Тынышбаева. Одно село в Саркантском районе Алматинской области и одна улица в городе Алматы названы в честь Тынышбаева.
Мухамеджан Тынышбаев, который хоть и прожил малую жизнь, но много сделал для казахского народа, отдал свою жизнь за родной народ, навсегда останется в памяти казахского народа.
Литература:
- Алаш. Алашорда: Энциклопедия / Сост.: Г. Анес, С. Смагулова.- Алматы: Изд-во Арыс, 2009. - с. 335-337;
- Журтбай т. «Қазақ ауылу – объявлена гражданская война!.."//Правда.- 2010. - №10. - с. 41.;
- Мухаметжан Тынышпаев / / Жас Алаш.- 2011. - 20 января.- 3 С.;
- Нурпеис К. исторические личности.- Алматы: казахская энциклопедия, 2007. - с. 334-339;
- исторические личности / Сост. Б. Тугысбаев, А. Суджикова. - Алматы: Алматинское книжное издательство, 2012 – - с. 63-65
- Тугысбаевич Б. Тынышбаев и Голощекин // Парасат.- 2007. - №4. - С. 24-27.;
- Толбасиева С. Мухаметжан Тынышбаев-исследователь казахской летописи / / История Казахстана.- 2004. - №1. - с. 83-86.