Жаңалықтар

Н. Халыкберген: для развития казахского языка нет реальных предпосылок

Н. Халыкберген: для развития казахского языка нет реальных предпосылок

    Почему важно образование и как Министерство образования и науки по сути проигрывает страну… передает Newsroom.kz  Данные 2012 года. Современная революция в информационных технологиях характеризуется тем, что на 7 млрд человек приходится 6 млрд телефонов (данные компании «Ericsson», 2012), 6 млрд телевизионных установок («Guinnes Today», 2012), 2 млрд компьютеров («Gartner», 2012), 2,3 млрд интернет-пользователей («Internet World Stats», 2012). О таких возможностях информационного давления и насилия деятелям 3 рейха даже не мечталось. В их распоряжении в то время были лишь кинодокументалистика и киноиндустрия, зачатки телевидения, театр, радио, пластинки, газеты, печатная продукция и массовые собрания. Возможность препарировать сознание, знать привычки, формировать информационную повестку, предугадывать поведение по второстепенным признакам, сопровождать потребителя практически в круглосуточном режиме, транслировать её населению соседних стран – наверное, если бы это было доступно нацистам, кто знает как повернулась бы история. За последние 10 лет коммуникационными возможностями современных технологий на все 100% воспользовались власти Российской Федерации. Когда у более чем 70% населения страны нет зарубежного паспорта, а 80% никогда не было зарубежом, большая часть страны не знает английского или др.иностранных языков, а уровень критического мышления в силу слабого социально-культурного образования сильно ослаб, то очень легко вшивать в голову «нужные» представления о соседях, о властях, о нравах и обычаях. В «формировании восприятия целевых аудитории» или как говорят обыватели - промывании мозгов, принимали участие не только политики. В укреплении авторитета власти и трансляции «правильной и нужной картины мира» участвовали военные, писатели, ученые, актеры, спортсмены, музыканты, певцы и др.. Вообще это большая и отдельная тема и мне до сих пор непонятно, почему власти (в лице АП, Канцелярии, СБ, Минобороны, КНБ и др.) до сих пор не работают с ключевыми пиарщиками по формированию концепции информационной безопасности. Вернусь к образованию. Почему я говорю о том, что МОН РК проигрывает страну?! Потому что слабое владение английским и другими иностранными языками, делает население нашей страны зависимым от информационного поля соседей. Большая часть населения «не видит и не слышит» зарубежные СМИ, не читает зарубежных журналистов и авторов, потребляется лишь та часть мировой культуры, которая была переведена на русский или казахский языки. Для развития казахского языка нет реальных предпосылок: отсутствует общепринятая методика (каждый лингвист придумывает свои решения самостоятельно), нет вложений в перевод популярного контента для детей всех возрастов (ведь то что смотрит полугодовалый малыш, уже не интересно трехлетке, не говоря уже про разницу восприятия первоклассника и подростков). Игнорирование проблем школьного буллинга (а как известно страдают от этого и жертвы, и агрессоры, и свидетели агрессии) ведет к росту таких случаев, безнаказанность влечёт эскалацию и «повышению ставок» - последний случай, когда школьник старших классов орал на учителя один из тому примеров. Слабость официальной системы образования подтверждает расцвет рынка репетиторства, различных курсов подготовки, внешкольного образования. Снижение уровня знаний населения автоматически влечёт за собой снижение уровня конкурентоспособности нации на мировом рынке труда. В нашу страну не хотят вкладываться зарубежные инвесторы и открывать производство - потому что сложно найти рабочих, нет сотрудников с нужным уровнем навыков и специализации, те специалисты, что есть на рынке хотят максимально высокие заработные платы, низкий уровень дисциплины. Тот уровень знаний, что есть у местных, достаточен лишь для добычи полезных ископаемых. Можно обижаться, а можно пытаться исправить ситуацию. Крепкость любой цепи определяется крепкостью самого слабого звена. Насколько МОН РК способен делать конкурентноспособных граждан из наших детей на сегодняшний момент – не мне вам об этом рассказывать. В этом году будет состояться очередная волна проверки PISA - международного тестирования функциональной грамотности школьников. МОН всеми правдами и неправдами пытается максимально «подшаманить» – (даже предварительное обучение и подготовку планируется через структуры НИШ, Билим Медиа). Надеюсь, что планируемые политические и управленческие реформы командой Токаева все-таки в первую очередь будут направлены на изменения в системе образования. Готов бесплатно помогать в этом направлении. Поскольку без изменений в рядовой сельской и городской школах, ни о какой сильной экономике и политике мечтать не приходится…    

 Нуркен Халыкберген